Римский
период (1509-20)
Переехав в Рим, 26-летний мастер получает
должность "художника апостольского Престола" и поручение
расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит
строительством собора св. Петра, работает в области церковной
и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по
древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников,
археологические раскопки. Росписи Ватиканского дворца Центральное
место в творчестве этого периода занимают росписи парадных
покоев Ватиканского дворца. Росписи Станцы делла Сеньятура
(1509-11) - одно из самых совершенных творений Рафаэля. Величественные
многофигурные композиции на стенах (объединяющие от 40 до
60 персонажей) "Диспута" ("Спор о причастии"),
"Афинская школа", "Парнас", "Основание
канонического и гражданского права" и соответствующие
им четыре аллегорические женские фигуры на сводах олицетворяют
богословие, философию, поэзию и юриспруденцию.Не повторяя
ни одной фигуры и позы, ни одного движения, Рафаэль сплетает
их воедино гибким, свободным, естественным ритмом, перетекающим
от фигуры к фигуре, от одной группы к другой. В соседней Станце
Элидора (1512-14), в росписях стен ("Изгнание Элидора
из храма", "Чудесное изведение апостола Петра из
темницы", "Месса в Больсене", "Встреча
папы Льва I с Аттилой") и библейских сценах на сводах
преобладает сюжетно-повествовательное и драматическое начало,
нарастает патетическая взволнованность движений, жестов, сложных
контрапостов, усиливаются контрасты света и тени. В "Чудесном
изведении апостола Петра из темницы" Рафаэль с необычной
для художника Средней Италии живописной тонкостью передает
сложные эффекты ночного освещения - ослепительного сияния,
окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени
факелов и их отсветы на латах стражников. К числу лучших работ
Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказу
банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи
(ок. 1513-14, Санта Мария делла Паче, Рим) и полная языческой
жизнерадостности фреска "Триумф Галатеи" (ок. 1514-15,
вилла Фарнезина, Рим). Выполненные в 1515-16 картоны для шпалер
с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории
и Альберта, Лондон) стилистически близки к росписям Станц,
однако в них появляются уже первые признаки исчерпанности
классического стиля Рафаэля, - черты холодного совершенства,
увлечение зрелищным началом, эффектностью поз, избытком жестикуляции.
В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской
Станцы дель Инчендио (1514-17), выполненным по рисункам Рафаэля
его помощниками Джулио Романо и Дж. Ф. Пенни. Легкостью, изяществом,
богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи,
выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи
виллы Фарнезина (ок. 1515-16) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского
дворца (1518-19).
Римские
Мадонны
В римский период Рафаэль значительно реже
обращается к образу Мадонны, находя новое, более глубокое
его решение. В "Мадонне делла Седия" (ок. 1513,
Питти, Флоренция) юная мать в одежде римской простолюдинки,
маленькие Иоанны Креститель и Христос связаны воедино круговым
обрамлением (тондо); Мадонна как бы старается укрыть в своих
объятиях сына - маленького Титана с недетски серьезным взглядом.
Новая, полифонически сложная трактовка образа Мадонны нашла
наиболее полное выражение в одном из самых совершенных творений
Рафаэля - алтаре "Сикстинская Мадонна" (ок. 1513,
Картинная галерея, Дрезден).
Портреты
Первые портреты относятся к флорентийскому
периоду ("Аньоло Дони", ок. 1505, Питти, Флоренция;
"Маддалена Строцци", ок 1505, там же; "Донна
Гравида", ок.1505, там же). Однако только в Риме Рафаэль
преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних
портретов. Среди римских работ выделяются портрет гуманиста
Бальдассаре Кастильоне (ок. 1514-15, Лувр) и т. н. "Донна
Велата", возможно - модель "Сикстинской мадонны"
(ок. 1516, Питти, Флоренция), с их благородным и гармоническим
строем образов, композиционным равновесием, тонкостью и богатством
цветового решения.
Архитектурные
произведения
Рафаэль оставил заметный след и в итальянской
архитектуре. Среди его построек - маленькая церковь Сан'Элиджо
дельи Орефичи (заложена ок. 1509) с ее строгим интерьером,
капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена ок.
1512) интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи
Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного
Рафаэлем, - росписей, мозаики, скульптуры, и недостроенная
вилла Мадама.
Рафаэль оказал огромное влияние на последующее
развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с
мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.
Литература:
Элиасберг Н. Е. Рафаэль. М., 1961.
Гращенков В. Н. Рафаэль. М., 1975.
Дажина В. Д. Рафаэль и его время. М., 1983.
Рафаэль и его время. Сб. Под ред. Л. С. Чиколини. М., 1986.
Dussler L. Raphael. A Critical Catalogue of his Pictures,
Wall-Paintings and Tapestries. London, 1971.
De Vecchi P. L. Raffaello. La pittura. Roma, 1981.
Frommel C. L., Ray S. Tafuri M. Raffaello architettura. Roma,
1984
БЭС