|
Никола
Пуссен
Nicolas Poussin
Дата
рождения: ??.06.1594 г.
Дата смерти: 19.11.1665 г.
Место рождения: Лез-Андели, Нормандия
французский
живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель
классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, а также
произведения Рафаэля, Тициана, художников маньеризма школы Фонтенбло,
мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией
и математикой. В 1612 приехал в Париж. Из ранних работ Пуссена достоверны
лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные
по заказу Дж. Марина (бистр, перо, около 1622-24, Королевская библиотека,
Виндзор). В конце 1623 Пуссен - в Венеции, а с весны 1624 поселился
в Риме. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и
колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие
суровую гражданственность позднего классицизма ("Смерть Германика",
около 1628, институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко
("Мученичество свыше Эразма", около 1628-29, Ватиканская
пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и
литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя,
близкого традициям венецианской школы. ("Спящая Венера",
Картинная галерея, Дрезден; "Нарцисс и Эхо", Лувр, Париж;
"Ринальдо и Армида", Музей изобразительных искусств им.
А. С. Пушкина, Москва; все три - около 1625-27; "Царство Флоры",
около 1631-1632, Картинная галерея, Дрезден; "Танкред и Эрминия").
Более четко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах
2-й половины 30-х гг. ("Похищение сабинянок", 2-й вариант,
около 1635; "Израильтяне, собирающие манну", около 1637-39;
обе - в Лувре, Париж). Царящий в этих произведениях чеканный композиционный
ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала,
умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам
человека. В 1640-1642 Пуссен работает в Париже при дворе Людовика
XIII ("Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора",
около 1641-42, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных
художников во главе с С. Вуэ побуждают Пуссена вернуться в Рим.
Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го
римского периода ("Моисей, иссекающий воду из скалы",
Эрмитаж, Ленинград; "Элиазар и Ревекка", Лувр, Париж;
обе - около 1648; "Аркадские пастухи" или "Et in
Arcadia ego", 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж; "Отдых
на пути в Египет", около 1658, Эрмитаж, Ленинград). Обращаясь
к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей
героям классической древности, Пуссен строго отбирает художественные
средства для убедительного выявления морального смысла той или иной
ситуации. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда
художника проникнут римский автопортрет Пуссена (1650, Лувр, Париж).
С 1640-х гг. Пуссена всё чаще увлекают образы природы. Развивая
принципы идеального пейзажа, Пуссен представляет природу воплощением
совершенства и целесообразности; он вводит в пейзаж мифологические
персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии ("Пейзаж
с Полифемом", около 1649, Эрмитаж, Ленинград; "Орион",
около 1650-55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), использует библейские
и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма)мысль о высшей
необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения
человека и окружающего мира ["Св. Иоанн на Патмосе" (около
1644-45, институт искусств, Чикаго); серия из 4 картин на тему времён
года (около 1660-65, Лувр, Париж); в завершающем эту серию полотне
"Зима, или Потоп" размышление о бренности жизни поднято
на высоту общечеловеческой трагедии]. Классицистическое кредо Пуссена
выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной
эстетикой 16 в. учении о "Модусах", определяющих структуру
и эмоциональную направленность художественных произведений).
Соч.:
Correspondance, P., 1911; в рус. пер. - Письма, М. - Л., 1939.
Лит.:
Вольская В. Н., Пуссен, М., 1946; Grautoff О., Nicolas Poussin,
sein Werk und sein Leben, Bd 1-2, Munch. - Lpz., 1914; Friedlander
W., Blunt A. (ed), The drawings of Nicolas Poussin. [Catalogue],
v. 1-4, L., 1939-63; Nicolas Poussin, v. 1-2, P., 1960; Blunt A.,
Nicolas Poussin, [v. 1-2, N. Y., 1967]; Badt К., Die Kunst des Nicolas
Poussin, Bd 1-2, [Koln], 1969.
Большая
советская энциклопедия |
|