|
|
Биография
Иоанна Павла II
(Кароль Войтыла) |
|
|
Иоанн
Павел II - Папа Римский, Глава Римско-Католической Церкви, до избрания
на папский престол - Кароль Йозеф Войтыла.
Его официальный титул:
Епископ
Рима
Викарий Иисуса Христа
Преемник Князя Апостолов
Верховный Первосвященник Вселенской Церкви
Патриарх Запада
Примас Италии
Архиепископ и Митрополит Римской Провинции
Глава государства Града Ватикан
Раб рабов Божьих
Кароль Войтыла - Иоанн Павел II - возглавляет Римско-католическую
церковь 26 лет - это пока третий по продолжительности понтификат
в длинной церковной истории.
Кароль
Войтыла родился 18 мая 1920 года в небольшом польском городке Вадовице
под Краковом в семье скромного служащего. Его отец занимался портняжным
ремеслом, затем служил офицером в австро-венгерской армии, а после
образования польской республики работал железнодорожником.
В
восьмилетнем возрасте мальчик потерял мать, а еще три года спустя
умер и его единственный брат Эдмунд, работавший врачом городской
больницы.
Разносторонняя
одаренность будущего главы Ватикана проявилась уже в школьные годы.
Кароль Войтыла был одним из лучших учеников в гимназии. В 14 лет
он стал принимать активное участие в школьном драматическом кружке
и возглавил школьное Марийское общество (деятельность этих обществ
связана с особым почитанием Девы Марии).
За
год до начала Второй мировой войны Кароль окончил гимназию и поступил
на философский факультет Ягеллонского университета в Кракове, где
сблизился с молодежными католическими организациями.
В
годы немецкой оккупации, когда университет был закрыт, Войтыла вместе
с отцом окончательно перебрался в Краков, где стал режиссером и
актером полулегального театра-студии "Рапсодия" и начал
посещать занятия в подпольной духовной семинарии. Ему пришлось самому
зарабатывать на хлеб сначала на шахте, а потом в цехах химического
предприятия концерна "Солвей".
После
освобождения Кракова советскими войсками в январе 1945 года Войтыла
возобновил активные занятия богословием. 1 ноября 1946 г. он был
рукоположен в сан священника архиепископом Кракова Адамом Стефаном
Сапегой. Затем были годы учебы в Риме на философском факультете
Доминиканского университета "Angelicum", в Швейцарии и
Бельгии.
В
1948 году молодой священник вернулся на родину. Здесь он выполнял
функции викария в приходе села Неговиц (1948-1949 гг.), а затем
в одном из городских приходов Кракова (1949-1951 гг.). В 1953 г.
получил степень доктора морального богословия на теологическом факультете
Ягеллонского университета и вел курс лекций по социальной этике
в Краковской духовной семинарии.
В
эти годы у будущего понтифика проявилось пристрастие к литературному
творчеству. Он увлекся сочинением стихов, которые публиковал в католической
газете "Tygodnik powszechny " и журнале "Znak"
под псевдонимами Анджей Явень (персонаж романа Парандовского "Небо
в огне") и Станислав Анджей Груда. Некоторые из этих поэтических
произведений впоследствии были переведены на многие языки, в том
числе - на русский.
Примерно
в это же время Войтыла всерьез занялся драматургией. Его пьесы имели
довольно большой успех у публики, а одна из них - "Лавка ювелира"
- обошла театральные подмостки нескольких стран.
В
1956 году Кароль Войтыла был назначен заместителем профессора в
Люблинском католическом университете и в следующем году получил
должность доцента.
4
июля 1958 г. по назначению Папы Пия XII стал викарным епископом
Краковского архиепископства и 28 сентября 1958 г. был рукоположен
в сан епископа. 13 января 1964 г. Папа Павел VI назначил его архиепископом
и митрополитом Кракова, а 29 мая 1967 года он получил из его рук
пурпурную кардинальскую шапочку.
Уже
став видным церковным иерархом, Войтыла начал писать религиозные
книги. Его главные труды в этой области - "Любовь и ответственность"
и "Личность и деятельность". В них Войтыла говорил о проблемах
морали, любви, секса, формирования человеческой личности.
В
эти годы имя молодого архиепископа Войтылы быстро стало известно
за пределами Польши. Он был вице-президентом Польской епископской
конференции, членом постоянного секретариата Синода епископов Римско-католической
церкви, активно участвовал в работе исторического Второго Ватиканского
собора (1962-1965 годы). Тем не менее, в качестве "папабиля",
то есть реального претендента на Апостольский престол, его никто
не рассматривал. После 33-дневного понтификата Иоанна Павла I в
октябре 1978 года в Ватикане вновь открылся Конклав (собрание Коллегии
кардиналов для избрания Папы Римского).
16
октября после 72 часов заседаний и семи туров голосования из знаменитой
трубы над Сикстинской капеллой пошел белый дым, который свидетельствовал
об избрании нового Папы Римского.
Впервые
с 1523 года на Апостольский престол поднялся не итальянец, а иностранец,
принявший папское имя Иоанн Павел II. Особое значение избранию Войтылы
придавал тот факт, что новый понтифик происходил из социалистической
Польши и славянской страны.
Пятидесятивосьмилетний
Папа, находившийся в прекрасной физической форме, сразу же зарекомендовал
себя как глава Церкви, полный свежих идей и новых замыслов. При
этом вскоре стало очевидно, что он сочетает традиционный религиозный
консерватизм с беспрецедентными решениями и поступками.
Он
стал первым Папой Римским, посетившим синагогу и выступившим в протестантской
церкви, вошедшим в мечеть и совершившим официальный визит в православную
страну, побывавшим на рок-концерте и футбольном матче.
Двадцатишестилетний
понтификат Иоанна Павла II стал третьим по продолжительности в многовековой
истории Церкви после правления Святого Петра и блаженного Пия IX.
За эти годы понтифик совершил 250 пастырских поездок, в том числе
104 зарубежных путешествия, преодолев путь, который более чем в
три раза превышает расстояние от Земли до Луны.
В
ходе этих вояжей он посетил 1022 города на всех континентах и провел
за пределами Ватикана в общей сложности более 822 суток.
Эти
цифры надо рассматривать в контексте того, что первое зарубежное
путешествие Папы в истории Церкви вообще состоялось только в середине
XX века, и совершил его Павел VI.
Несбывшейся
мечтой Иоанна Павла Второго так и осталась поездка в Россию.
Еще
один рекорд, установленный нынешним Папой, связан с количеством
верующих и паломников, к которым он непосредственно обратился за
годы своего понтификата. Только в ходе всеобщих аудиенций у него
побывали около 17 миллионов человек.
13
мая 1981 года турецкий террорист Алм Агджа выстрелил в Папу с расстояния
всего лишь в три с половиной метра в присутствии двадцати тысяч
собравшихся на еженедельную генеральную аудиенцию паломников и туристов,
пуля из мощного девятимиллиметрового браунинга попала римскому первосвященнику
в живот и прошла в нескольких миллиметрах от аорты.
Иоанн
Павел II является автором более 120 философских и богословских работ,
14 энциклик и пяти книг, последняя из которых - "Память и идентичность"
- вышла в свет накануне его последней госпитализации 23 февраля
2005 года.
Но
главным папским бестселлером стала книга "Переступить порог
надежды", которая вышла десять лет назад и разошлась по миру
почти в 20 миллионах экземпляров.
Сам
понтифик неизменно привлекал пристальное внимание СМИ. В среднем
в год в мире выходило около 200 книг, посвященных его персоне. Особый
интерес был прикован к фигуреИоанна Павла II в первые годы его понтификата,
когда он подвергал резкой публичной критике все виды тоталитаризма
и особенно часто - коммунизм.
Уже
после первой пастырской поездки в Польшу в 1979 году он осудил Ялтинские
соглашения и разделение Европы. Кроме того, многие эксперты считают,
что Иоанн Павел II внес весомый вклад в дело крушения коммунистической
системы.
Досье
NEWSru.com |
|
|
|
О
Папе Войтыле |
|
Кароль Йозеф Войтыла появился на свет во вторник,
18 мая 1920 года, в маленьком местечке Вадовицы на юге Польши. Выходец
из простого народа, выросший в горных районах Южной Польши, Войтыла
отлично знал людей, занимавшихся землепашеством и живших в своих
курных избах.
Первая
личная трагедия подстерегла Кароля Войтылу 13 апреля 1929 года,
когда в возрасте сорока пяти лет умерла его мать. Каролю через пять
недель должно было исполниться девять лет, и он ходил в третий класс
начальной школы. В начальную школу Кароль пошел в возрасте шести
лет, и с первого же дня обучения он стал получать отличные оценки
по польскому языку, религии ("очень хорошо"), арифметике,
рисунку, пению ("очень хорошо"), физкультуре, прилежанию
и поведению. Школа располагалась на втором этаже и чердаке здания
вадовицкого повятового суда, недалеко от церкви и в нескольких шагах
от дома Войтыл. Царила в ней невероятная теснота, классы были переполнены,
и мальчики во время перерывов и в свободное время могли развлекаться
только на улице перед церковью.
В детстве
Кароля звали Лолусь, и это придуманное матерью детское имя сохранилось
до сегодняшнего дня: во время частных встреч в Ватикане именно так
обращаются к Папе несколько его ближайших друзей. Эмилия очень гордилась
своим младшим сыном - даже тогда, когда он еще был младенцем. Франтишек
Задора, тогдашний сосед Войтыл, вспоминает, как Эмилия говорила
его матери:
"Вот
увидишь, мой Лолусь станет большим человеком". В доме Войтыл
всегда царила религиозная атмосфера, у входа в квартиру, куда вела
крутая железная лестница, постоянно стоял небольшой сосуд с освященной
водой, обмакнув пальцы в которую каждый, входивший в квартиру и
выходивший из нее, крестился. На стенах висели святые образа, а
в гостиной наводился алтарик, у которого по утрам молилась вся семья.
По вечерам и в воскресенье отец или мать читали вслух Библию, что
в те времена было в Галиции редкостью. В доме регулярно читались
молитвы, отмечались все церковные праздники и соблюдались посты.
Мать
научила Лолека креститься, отца Кароль Войтыла также вспоминает
как "человека необычайно религиозного". Когда в возрасте
десяти лет будущий Папа прислуживал во время мессы - его мать к
тому времени уже умерла, - Кароль-старший сделал сыну замечание,
что тот не молится Святому Духу "должным образом". "Он
научил меня, как нужно молиться, - вспоминал Иоанн Павел II, - и
это был важный духовный урок". Более чем через полвека молитва
эта нашла отражение в папской энциклике о Святом Духе.
Кароль
Иозеф Войтыла был крещен 20 июня 1920 года священником Франтишеком
Жаком, военным капелланом в часовне вадовицкой церкви, находившейся
на другой стороне улицы, на которой стоял его родной дом. Крестным
отцом будущего Папы стал один из свояков его матери, Йозеф Кучмерчик,
крестной матерью - сестра Эмилии, Мария Вядровска. В приходской
книге было записана по-латыни: baptisatus est Carolus Josephus.
Интересный факт: в книге, где отмечаются все прошедшие священные
дейсва, для Кароля Войтылы был отведена целая страница. То есть
после его крещения, Франтишек Жак оставил лист пустым, а следующие
записи продолжал на другом листе. Так, по прошествии многих лет
священники отмечали все события, проишедшие с Каролем Войтылой.
На формирование
характера Войтылы большое влияние оказали личная трагедия, страдания
и одиночество. Еще не достигнув двадцати одного года, он потерял
почти всю семью: его сестра умерла в младенческом возрасте, мать
он потерял в восемь лет, старшего брата в одиннадцать, а любимого
отца - за три месяца до его двадцать первого дня рождения.
Эти
семейные утраты сформировали Войтылу как человека и как священнослужителя.
Он часто говорит о них в личных беседах, особенно о минутах страшного
одиночества после смерти отца. Сам он также несколько раз соприкоснулся
со смертью.
Друзья,
которые знали Войтылу с давних дет, считают, что молитва и медитация
всегда служили главными источниками его физической и умственной
силы, а также изумительной способности восстанавливать энергию -
невзирая на убийственный график ватиканской жизни и изматывающие
поездки по всему миру. По обычным меркам, эти нагрузки явно слишком
велики для человека в таком возрасте.
Склонность
к гуманитарным наукам проявилась у Кароля Войтылы рано, еще в школе.
Учителя вспоминали, что он особенно любил уроки иностранного языка,
религии и философии. После окончания школы Кароль вместе с отцом
переехал в Краков и поступил в университет, где начал изучать философию
и филологию. Он проучился там всего два года, однако университетская
атмосфера оказала большое влияние на будущего Папу. В 18 лет Кароль
принимает активное участие в деятельности театрального кружка, посещает
занятия по риторике и пишет стихи. В этих занятиях религиозная и
морально-нравственная составляющие играют не последнюю роль. Например,
пьесу "У лавки ювелира", написанную Войтылой в 1939 г.
предваряет подзаголовок: "Медитация о таинстве брака, иногда
оборачивающаяся драмой"... Автор этого сочинения, ьезусловно,
выступает "апологетом семьи", человеком любящим и напряженно
размышляющим о любви. Примерно тогда же Кароль написал цикл стихов
под названием "Баллады Вавельского собора".
14 мая
1938 года Войтыла сдал выпускные экзамены. Он получил высшие оценки
("отлично") по польскому, греческому, немецкому языкам,
по латыни, истории, проблемам современной Польши, философии и физическому
воспитанию. 27 мая вместе с другими учениками гимназии будущий Папа
получил диплом об окончании школы. Чтобы получить наивысшую оценку
по латыни, ему пришлось на первый вопрос отвечать сорок минут, на
второй пятнадцать, а на третий семь - такая система приема экзамена
призвана была убедить преподавателей, что ученик владеет латынью
так же хорошо, как и польским языком (либо почти так же хорошо).
Осенью
1939 г. Польшу оккупировали гитлеровские войска, и религиозная и
культурная жизнь страны замерла, по крайней мере, на официальном
уровне. Все же существовал подпольный университет, в котором Кароль
Войтыла еще некоторое время продолжал учиться. Но уже 1 ноября 1940
г. для него начинается совсем другая жизнь: чтобы помогать больному
отцу, он поступает рабочим на каменный карьер в Закшовеке, близ
Кракова, однако продолжает заниматься литературой, пишет пьесу "Король
Дух", работает в подпольной организации, укрывающей краковских
евреев и переправляющей их в другие страны.
Фабрика
"Сольвей" использовала известняк из каменоломен в расположенном
к югу от Дембников Закрувке, и именно там в сентябре 1940 года Войтыла
начал свою трудовую биографию простым рабочим. Огромные каменные
глыбы откалывались от скал с помощью динамита, а затем перевозились
в вагонах узкоколейки на фабрику, находившуюся в Фалецком Бору -
промышленном районе Кракова. Войтыла проработал на фабрике четыре
года.
Отец
Кароля Войтылы умер в феврале 1941 г., когда Каролю было 20 лет.
В свободные минуты будущий Папа читал религиозные труды. Одним из
первых таких произведений был "Трактат о совершенном служении
Святой Деве Марии", написанный в начале XVIII века Людвигом
Марией Гриньоном де Монтфором, священником из Бретани, который позднее
был канонизирован Римско-католической Церковью. Юношеское почитание
Каролем святыни Девы Марии в Кальварье-Зебжидовской, а также чтение
этой книги в голубом переплете заложили впоследствии основы культа
Божьей Матери.
Молился
он по пути на работу, в церкви на Дембниках, молился на фабрике,
молился в старой деревянной церкви в Фалецком Бору неподалеку от
фабрики "Сольвей", по дороге на кладбище и над могилой
отца, молился дома. Большинство рабочих относились к Каролю с уважением
и восхищением. Они называли его "студентом" либо "нашим
маленьким священником" и часто позволяли ему отдохнуть, говоря:
"Ты уже достаточно сегодня поработал, отдохни, почитай, съешь
что-нибудь".
Дьякон,
священник, епископ, кардинал
В октябре
1942 г. Кароль поступил на курсы при богословском факультете Ягеллонского
университета. Эти курсы - в нарушение гитлеровских приказов о прекращении
религиозного образования - вел Краковский архиепископ, кардинал
Адам Сапега. Спустя два года Кароль Войтыла стал семинаристом.
13 октября
1946 года кардинал Сапега посвятил Войтылу в сан субдиакона (этот
сан был отменен Павлом VI), а через неделю - диакона. В тот же день,
20 октября, Войтыла формально попросил о проведении таинства посвящения,
подтвердив под присягой, что он полностью осознает обязанности,
какие берет на себя, и что делает это "по абсолютно доброй
воле".
1 ноября,
в День всех святых, кардинал Сапега в своей личной капелле посвятил
Кароля Войтылу в священнослужители Римско-католической церкви. В
тот же день Краков воздавал почести жертвам концентрационного лагеря
в Освенциме, прах которых был погребен на Раковицком кладбище.
Свою
первую мессу Кароль Войтыла отслужил в склепе святого Леонарда в
Вавельском кафедральном соборе среди саркофагов польских королей
и национальных героев. Свидетелем этого события был священник Фиглевич.
Потом Кароль отслужил три тихие мессы за упокой душ матери, отца
и брата. Состоялись они 2 ноября, и в них приняли участие все члены
"Театра Рапсодии", после чего в доме одного из друзей
состоялся прием.
Свое
следующее богослужение Войтыла провел в церкви в Дембниках. Тогда
же он отказался от места преподавателя в университете. 11 ноября
в доме своих друзей, Квятковских, Кароль окрестил их дочь. Это было
первое крещение, которое провел молодой священник. В приходской
книге церкви святой Анны записано, что девочку окрестил Carolus
Wojtyla Neopresbyter.
Осенью
1946 г. Кароль Войтыла отправляется в Вечный Город и поступает в
"Angelicum" (доминиканский университет св. Фомы). В 1948
г. он защитил там дипломную работу под названием ''Вопрос о вере
у св. Иоанна Креста''.
Вернувшись
в Польшу, около года он провел в местечке Неговице, где был помощником
настоятеля. Потом уехал в Краков, в приход св. Флорианa - здесь
ему пришлось работать главным образом с университетской молодежью.
В 1953 г. о. Кароль Войтыла начал преподавать этику и моральную
теологию сначала на богословском факультете Ягеллонского университета,
а затем в Католическом университете в Люблине. Пятидесятые годы
отмечены в жизни будущего Папы напряженной научной деятельностью:
за это время он написал более 300 статей, главным образом по христианской
этике. В 36 лет Кароль Войтыла стал профессором в Институте этики
в Люблине. Это, впрочем, не мешало ему заниматься спортом, путешествовать,
общаться с друзьями. Сообщение о том, что Папа Пий XII возводит
его в епископское достоинство, застало отца Войтылу в байдарочном
походе!.. Это было в июле 1958 г. В возрасте 38 лет он стал самым
молодым епископом в истории Польши.
Чин
рукоположения в сан епископа был совершен 28 сентября 1958 года
в Вавельском кафедральном соборе. Как обычно, у него была собственная
концепция хода торжества. Он настаивал, чтобы многочисленным собравшимся
верующим некоторые элементы длительной и сложной церемонии объяснял
специальный комментатор. Однако более традиционный в своих взглядах
архиепископ Базяк, который возглавлял торжество, не согласился с
таким предложением. Войтыла выбрал также низкую митру вместо высокой,
очень величественной, которую предпочитало большинство епископов.
Кароль
Войтыла был назначен Папой архиепископом-митрополитом краковским
30 декабря 1963 года, торжественная церемония занятия им Вавельского
кафедрального собора состоялась 3 марта 1964 года. Будущему Папе
было тогда сорок три года.29
мая, через одиннадцать дней после своего сорок седьмого дня рождения,
Войтыла узнал, что Павел VI назначил его кардиналом. 26 июня 1967
года краковский архиепископ вместе с двадцатью шестью другими прелатами
в Сикстинской капелле получил кардинальский титул во время одной
из величайших церемоний, какие когда-либо проходили в Католической
церкви. На следующий день после обеда двадцать семь новых кардиналов
служили вместе с Павлом VI торжественную мессу на площади Святого
Петра.
Избрание
Папой
После
смерти Папы Павла VI и недолгого правления Папы Иоанна Павла I,
кардинала Кароля Йозефа Войтылу избрали главой католиков всего мира.
Это
произошло 16 октября 1978 года, в 18 часов 18 минут. Кардинал Вилло
сообщил, что Папой Римско-католической церкви стал Кароль Войтыла
из Кракова, а затем подошел к нему и спросил на латыни: "Соглашаешься
ли ты?"
Войтыла
не колебался ни минуты. "Такова воля Божья, - ответил он, -
соглашаюсь".
Раздались
аплодисменты. Печь Чезаре Тасси выпустила в небо облако белого дыма.
Оно поведало миру, что был избран Папа, но его имя по-прежнему оставалось
неизвестным. На ожидавших в напряжении на площади Святого Петра
верующих опустилась ночь.
Надо
сказать, что кардиналу Вилло было поручено объявить о том, что именно
польский подданный стал новым Папой. Его друзья говорили, что по
пути к балкону, с которого ему предстояло объявить весть, кардинал
несколько раз переспрашивал имя Папы: "Как там его имя? Войтыла?
Что за убогий язык!.."
Взяв
в знак уважения к своему предшественнику Кароль Войтыла принял имя
Иоанна Павла II, став двести шестьдесят третьим преемником святого
Петра и двести шестьдесят четвертым Папой Римско-католической церкви,
самой многочисленной и самой старой церковной организации в мире.
Как
Папа он стал также Епископом Римским, Викарием Иисуса Христа, Преемником
святого Петра, Князем Апостолов, Pontifex Maximus, в руках которого
сосредоточена высшая судебная власть над Церковью, Патриархом Запада,
Примасом Италии, Архиепископом-Митрополитом Римской Провинции, главой
Ватиканского Государства и Рабом Рабов Божьих. Теперь к нему нужно
было обращаться "Его Святейшество Папа" либо менее официально
"Святой Отец".
Папская
работа
В
возрасте пятидесяти восьми лет находящийся в хорошей форме польский
кардинал, имеющий рост почти сто восемьдесят сантиметров, стал самым
молодым Папой с 1846 года и первым Папой-иностранцем с 1523 года.
Иоанн Павел II не стал тянуть с тем, чтобы показать кардиналам,
а вскоре и всему миру, что, как глава Церкви, он собирается быть
совершенно иным, чем его предшественники.
Встав
во главе Католической церкви, Кароль Войтыла сломал веками сложившийся
образ римского первосвященника. Он бегал в кроссовках по горным
тропам, занимался на тренажерах, плавал в бассейне, играл в теннис,
катался на горных лыжах. С пастырскими поездками папа посетил многие
страны во всех частях света.
Много
сделав для модернизации образа Католической церкви, Иоанн Павел
II остался непреклонным в проповедовании принципов, которые, по
его мнению, составляют нравственную основу человеческой цивилизации.
Он выступает за категорическое запрещение абортов, искусственного
оплодотворения, разводов, против применения противозачаточных средств,
рукоположения женщин в священнический сан.
Кошмаром
стали выстрелы, произведенные в Иоанна Павла II на площади Святого
Петра в среду после обеда, 13 мая 1981 года, турецким террористом
с расстояния всего лишь в три с половиной метра.
Пуля
из мощного девятимиллиметрового браунинга попала Папе в живот и
прошла в нескольких миллиметрах от аорты. Если бы она ее задела,
спасти Папу не удалось бы. Пуля, к счастью, миновала и другие жизненно
важные органы. Тем не менее, целых пять часов и двенадцать минут,
пока в клинике Агостиньо Джемелли, расположенной в двадцати минутах
езды от места покушения, хирурги проводили сложную операцию, Папа
находился в критическом состоянии.
Иоанна
Павла II забрали с площади Святого Петра через несколько минут после
того, как он был поражен одной из двух пуль, выпущенных Мехметом
Али Агджой в присутствии двадцати тысяч собравшихся на еженедельную
генеральную аудиенцию паломников и туристов. Иоанн Павел II находился
тогда в своем "папамобиле" и ранен он был снизу стоявшим
на тротуаре преступником.
Папа
настоял на личной встрече с Али Агджой. Один из кардиналов говорил,
что Папа долго сидел рядом с террористом закрыв лицо рукой, говоря
что-то Али Агдже. Когда он вышел из камеры, то на лице его блестели
слезы.
В
первую годовщину покушения Иоанн Павел II направился в Фатиму, чтобы
поблагодарить Божью Матерь за спасение ему жизни и возложить на
ее алтарь попавшую в него пулю. Пуля была позднее вмонтирована в
золотую, украшенную бриллиантами корону Девы Марии. Пробитую пулей,
окровавленную епитрахиль, которая была на Папе в минуту покушения,
он пожертвовал Черной Мадонне из Ченстоховы.
С
годами состояние его здоровья ухудшилось, ему пришлось отказаться
активных занятий спортом, но он сохранил стремление к активной пастырской
деятельности. В значительной степени благодаря позиции занятой Иоанном
Павлом II, Католическая церковь приняла такие эпохальные решения,
как реабилитация Галилео Галилея или покаяние за многовековое преследование
еврейского народа.
Вслед
за ранением, на Папу обрушились новые беды. Находясь в своей загородной
вилле, он наступил на подол своей сутаны и, падая, сломал руку.
В результате, правая рука его практически потеряла подвижность.
Иоанн Павел 2 шутил по этому поводу: "Благославлять можно и
левой рукой"
В
90-х годах новая травма - перелом шейки тазобедренного сустава,
что для многих в его означает полную неподвижность. Папа перенес
шесть операций и вновь стал ходить, прихрамывая на правую ногу.
Многие,
кто хорошо знал Папу, говорили, что по началу обижались на него
за то, что во время бесед, он все время что-то писал. Казалось,
что он погружен в работу и не слушает своих собеседников, но папа
от рождения обладал прекрасной памятью и мог делать два дела сразу.
Ранение и травмы не сломили его дух. Даже во время длительных перелетов
и поездок, он продолжал свою работу над книгами.
В
конце XX века на Иоанна Павла II обрушился тяжелейший недуг - болезнь
Паркинсона. Но, тем не менее, Папа продолжает быть главой Римско-католической
церкви, стойко перенося все испытания, которые выпадают на его долю.
По
книге Тэда Шульца "Иоанн Павел II" |
|
|
|