abc-people.com - жизнеописания, история, рефераты, статьи, иллюстрации
Мнесикл - Mnesikles
творчество
Пропилеи на афинском Акрополе
Пропилеи на афинском Акрополе

Изощренность решений

 
  В долгой работе Мнесикла на Акрополе напряженность переживания нового слилась с несколько ранее высказанной чеканной фразой философа Гераклита: "Скрытая гармония сильнее явной".

Из учебников известно, что Пропилеи построены на месте старого торжественного входа на Акрополь, что работа архитектора была чрезвычайно затруднена тем, что границы священных участков Артемиды и Ники Аптерос с юга и юго-запада нельзя было нарушить. До настоящего времени не утихли споры относительно первоначального плана Мнесикла: ряд исследователей считает, что проект зодчего безусловно предусматривал строго симметричное построение. Нам здесь достаточно рассмотрения того, что было реально построено.

Вполне возможно, что центральный интерколумний дорического портика был шире боковых еще в старых Пропилеях и что, вводя дополнительные триглиф и метопу и увеличив чистый пролет по центру сооружения с 2,06 до 3,88 м, Мнесикл лишь довел до завершенности старую схему. Однако важнее всего то, как архитектор решил совершенно новую задачу организации пространства относительно оси торжественного входа. Мнесикл поворачивает ось ворот так, чтобы она строго совпала с осью рампы, подводящей к воротам, и расширяет рампу почти вдвое - с 11 до 21 м. Если учесть, что под портиком эти же 21 м переходят в четырехметровый проход, что перед самыми Пропилеями справа, всего в 20 м от портика, возвышается угол платформы храма Ники, а слева ему соответствовала медная квадрига -четверка коней, поставленная на высокий постамент, то перед нами нововведение принципиальной важности. Архитектор впервые в европейской архитектуре создает миниатюрную площадь как визуальное целое.

 
 

В том, что это именно так, нас убеждает та последовательность, с которой Мнесикл приспосабливает все без исключения элементы функциональной программы к совсем новой программе - сугубо художественной. Зодчий разворачивает павильоны по обе стороны прежних Пропилеев так, чтобы их портики разновысоко соединились с главным под прямым углом. Более того, юго-восточная пристройка (прежде не имевшая кровли), служащая лишь переходом на участок храма Ники, получила в трактовке Мнесикла идентичный фасад с северо-западным помещением, служившим, как считают сегодня, для ритуальных трапез. Во времена Павсания и Плиния это помещение именовалось Пинакотекой из-за находившихся в нем картин; название осталось.
Итак, при подходе к вершине Акрополя зритель теперь оказывался в регулярно организованном пространстве: мощный фасад проходного портика уверенно доминирует над симметрично поставленными одинаковыми фасадами пристроек, один из которых - с узко утилитарной точки зрения - откровенная декорация. Внимание, с которым Мнесикл отнесся к организации своей симметричной пространственной "рамы" посредством активного использования асимметричного плана, показывает развитие особого отношения к пространству, заложенного Иктином в строение целлы Парфенона. Главным препятствием к достижению цели стала для автора Пропилеев сложность создания единой платформы для трех портиков.
В нормальной логике дорического ордера высота стилобата над подошвой должна была строго соответствовать высоте и диаметру колонн, но здесь-то единый стилобат служит основанием двум разным пропорциональным рядам! Решение, принятое Мнесиклом, позволяет нам говорить о мастерстве больше, чем что-либо иное: вместо обычных трех, крепидома имеет четыре ступени. Их общая высота точно отвечает "большому" ордеру проходного портика, тогда как три верхние ступени - ордеру боковых портиков.
Решение сугубо умозрительное, но здесь оно получило изящное в своей простоте зрительное выражение: нижняя ступень перед боковыми портиками выложена из темного, почти черного камня, что зрительно связывает ее с подножием, отсекая от постройки.
Прямо по-аристофановски очаровательная двусмысленность одного и того же элемента, использованная Мнесиклом, свидетельствует о многом. Во-первых, очевидно, что зодчий отнесся к задаче не только как практик, умеющий найти решение, но и как теоретик, способный осмыслить ее в контексте общих художественных представлений. Во-вторых, столь же очевидно, что зодчий здесь мыслил и как методист, понимающий не только "как" решить задачу, но и "почему" он избирает ее определенное решение. В-третьих, Мнесикл совершил ошибку, указавшую дальнейшее развитие умения: на уровне антаблемента, в схождении портиков разной высоты под прямым углом не удалось добиться желанной гармоничности. В дальнейшем же, начиная от стой в Брауроне, ранг нормы приобретает упрощенное решение.
В стоях у агоры введение ионического ордера лишь для среднего ряда колонн было оправдано техническими соображениями: для обеспечения уклона кровли центральный ряд опор должен быть выше крайнего. При тех же размерах интерколумниев и том же диаметре колонн ионическая колонна стройнее. Логика Мнесикла сугубо художественная. Введя внутрь портика ионический ордер, он создал еще один новый образец, которому - в переработанном виде - предстояло большое будущее. Начиная с пропилеев святилища Афины в Пергаме, архитекторы эллинизма стремились использовать сочетание двух ордеров в двухэтажных постройках, тогда как архитектор императора Веспасиана при постройке Колизея доводит это число до трех.
Используя для перекрытия Пропилеев мраморные балки весом до 10 т, Мнесикл столкнулся с новой инженерной проблемой: половина балок опирается на колонны, но половина - уже на архитрав, в середине его свободного пролета. Опасаясь, что мрамор не выдержит нагрузки, зодчий пошел на попытку усиления конструкции, заложив в канавки поверх(!) архитрава железные балочки. Очевидно, что Мнесикл еще менее, чем зодчий храма в Акраганте, понимал работу железной конструкции: балочки не доходили до колонн и предназначались только для передачи усилия с середины архитрава на его концы.
Это физически невозможно. К наиболее интересным конструктивным инновациям Мнесикла следует еще отнести применение особой консольной конструкции антаблемента над центральными пролетами восточного и западного портиков, над тем путем, по которому двигалась на Акрополь колонна Панафинейского шествия. Для облегчения нагрузки на центральный архитрав Мнесикл использовал длинные блоки фриза (триглиф-метопа-триглиф-метопа-триглиф) так, что центральный триглиф каждого пришелся над крайней к пролету колонной, а над центром архитрава оказался тонкий мрамор плиты метопы, маскирующей стык блоков фриза. Центральный блок фронтона значительно выше боковых, и это должно было нарушить равновесие консольной конструкции, если бы Мнесикл не воспользовался уже обычной тогда техникой облегчения элементов.
И все же наиболее интересно не техническое умение, проявленное Мнесиклом как архитектором и инженером, а заключенный в решении активный игровой момент, предвещающий мастерство следующей эпохи, т.е. эллинизма. Уже говорилось о двойной функции ступеней крепидомы, в одно время включенных в две ордерные системы главного и боковых портиков. Любопытно и то, что скрытый внутри Пропилеев перепад высот восточного и западного проходных портиков, очевидный внутри сооружения, был невидим снаружи. Как при подходе к Акрополю снизу, так и при выходе из него через пять монументальных дверей. С обеих сторон простые фасады скрывали за собой загадку.
Конечно же, Мнесикл, видевший работу Иктина, не мог, не хотел избежать соблазна продемонстрировать, что и он способен придать горизонтальным элементам легкую выгнутость. Курватуры Пропилеев служат дополнительным подтверждением нашей уверенности в сугубо эстетском назначении выгибов, ведь речь идет о совсем небольшом сооружении. Неудивительно, что Пропилеи, несмотря на все старания, так и не успели окончательно отделать к тому времени, когда начавшаяся война со Спартой вынудила вовсе прекратить долгую стройку. Каменные блоки основания так и остались отесанными начерно.

Есть и еще одна особенность у работы Мнесикла. Разворот оси торжественного входа на новый угол имел одно чрезвычайно изысканное обосгование. Точно выстроившись против оси север — юг, портик Пропилеев превратился в солнечные часы, исправно функционирующие и сегодня. Если посидеть хотя бы полчаса на камнях у остатков Священной дороги ниже Пропилеев, то видно, как тени от капителей перескакивают с одной каннелюры на другую, а снизу, из города, от самой агоры, было видно, как в течение дня ползет тень от бокового портика по шести колоннам главного.
Любопытно также, что если традиция Нового времени сосредоточила восхищенное внимание знатоков на Парфеноне, то древние расставляли акценты несколько иначе. В центре их внимания всегда оказывались Пропилеи и Эрехтейон. Павсаний, оставивший нам описание почти всех достопримечательностей Эллады, записал просто: "Пропилеи имеют крышу из белого мрамора, и по красоте и размерам камня до сих пор нет ничего лучше". Гарпократион, составляя свой Словарь в том же II в., записал под словом "Пропилеи" сухую справку: "О Пропилеях Акрополя, о том, как афиняне начали их строить в архонтство Евфимена по проекту архитектора Мнесикла, наряду с другими повествуют Филохор - в четвертой книге, а Гелиодор - в первой книге своего сочинения об афинском Акрополе. Между прочим, они говорят: "Постройка была совершенно закончена в пять лет, и затрачено было две тысячи двенадцать талантов. Ворот, через которые входили на Акрополь, было сделано пять". Цицерон в полемике записывает: "Деметрий Фалерский, который осуждает Перикла, первого мужа Греции, за то, что он потратил столько денег на постройку прекрасных Пропилеев" и т. д.

Авторы как Пропилеев, так и Эрехтейона разъединили ранее довольно жестко связанные между собой понятия величины и достоинства, величия и размеров. Общему ряду, который можно было бы обозначить как "примечательные сооружения", были теперь уже противопоставлены "шедевры архитектуры" - сооружения, оцениваемые не только и не столько как деяние заказчика, но как произведения мастера, произведения искусства. Сооружение изящного Эрехтейона, автор которого полностью порвал с ранее почти священным принципом симметрии, было совершенно головоломной задачей, поскольку в единой постройке следовало объединить целых четыре древних святыни, из которых главными были священное оливковое дерево Афины и священный источник. Каждая святыня требовала своих ритуалов, и автор, имя которого не установлено (Мнесикл мог быть наиболее вероятным мастером и здесь), с удивительной легкостью соединил вместе ионический портик и портик, где вместо колонн были установлены кариатиды - статуи девушек, держащих на голове капители, словно кувшины с водой.

С этого момента мастерство можно почитать состоявшимся! Признаки сооружений говорят сами за себя - их задумывали, проектировали и возводили как произведения искусства. Они создавались людьми, которые в совершенстве владели не только умением своего времени, но также интеллектуальными приемами сопоставления, выбора и оценки, т. е. освоили критерий оценки совершенства как такового.
Архитектурная энциклопедия

 

в начало

Страница МНЕСИКЛ

Главное МЕНЮ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

темы|понятия|род занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
вид творчества|события|биографии|портреты|образовательный каталог|поиск в энциклопедии

Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Copyright © 2004 abc-people.com
Design and conception BeStudio © 2004