Пропилеи
Пропилеи
на Акрополе
Главный
вход на Акрополь находится на западе и пролегает через монументальные
мраморные ворота Пропилеи. Существующее строение, возведенное
поверх остатков первоначальных ворот, проектировал архитектор
Мнесикл. Если прежние ворота имели в основном фортификационное
значение, то Пропилеи призваны решать чисто архитектурные, художественные
задачи. Работы были начаты в 437 до н.э. и за пять лет почти полностью
закончены. Сами ворота имеют пять проемов для прохода, причем
средний, предназначавшийся для проезда всадников и прогона жертвенных
животных, намного шире других, почти 4,3 м. Внешний и внутренний
фасады представляют собой шестиколонные дорические портики. Внешний
фасад намного глубже и сложнее по композиции, его колонны поставлены
на верхней площадке четырехступенной лестницы, а широкий средний
проход имеет вместо ступеней пандус, по обе стороны которого расположено
шесть внутренних ионических колонн в два ряда. С севера и юга
к внешнему, западному фасаду примыкают два крыла, небольшие трехколонные
дорические портики которых обращены к главной оси Пропилей. Северное
крыло (Пинакотека) использовалось в качестве картинной галереи.
Высказывались предположения, что проект Мнесикла предусматривал
куда большее здание, нежели построенное в реальности, что было
связано с нараставшей оппозицией политике Перикла и угрозой Пелопоннесской
войны, разразившейся в 431 до н.э., и оно осталось незавершенным
архитектурным шедевром. Однако вряд ли это так: Мнесикл делал
свой проект именно с учетом реальной ситуации, соседства храмов
Афины Ники и Артемиды Бравронии. В древности Пропилеи считались
самым прославленным сооружением Акрополя, о них упоминали чаще,
чем даже о самом Парфеноне.
На
высоком бастионе, выступающем к юго-западу от Пропилей, стоит
маленький храм Афины Ники, более известный как храм Ники Аптерос.
Он имеет с обоих торцов по четыре ионические колонны, на колоннах
покоится архитрав, а фриз над ним украшен рельефом со сценами
мифологических и исторических сражений. Храм проектировал архитектор
Калликрат ок. середины 5 в. до н.э., а в новое время его дважды
восстанавливали с использованием частей первоначального здания,
которое турки разрушили в 1686. Под мраморным храмом обнаружены
остатки раннего значительно меньшего храма и архаического алтаря,
что доказывает глубокую древность культа Афины Паллады. С трех
сторон бастион окружал скульптурный мраморный парапет, и на всех
сохранившихся плитах с великолепными рельефами мы видим крылатую
Победу.