Пьета. Эта тема была популярна в эпоху Ренессанса,
но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Смерть и сопровождающая
ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура.
Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее,
коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными,
богатыми светотенью одеждами Богоматери. Микеланджело изобразил Богоматерь
молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную
смерть брата. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи
и другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте.
В начале молитвы св. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии
говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь
своего Сына». Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этого
глубокой богословской мысли.
На облачении Богоматери Микеланджело в первый и последний раз вырезал
подпись: «Микеланджело, флорентиец»
|