Микеланжело
Буонарроти и Собор Святого Петра в Риме |
||||
Биография
Микеланжело (Микельанжело) Буонарроти от «Энциклопедии Кольера» («Collier's
Encyclopedia») |
||||
|
Собор
Святого Петра в Риме |
|||||
Новый алтарь
поставили на месте прежнего и в полу прорубили "окошечко" -
"исповедальню", через которое верующие могли видеть гробницу
святого Петра, сокрытую под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах,
доказали, что под алтарной частью собора находится гробница апостола.
Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения. Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны - Святая, и открывается она лишь в Святой год. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой "yobel", откуда и произошло слово "юбилей". Святая дверь замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет. Бронзовые двери центрального входа выполнены флорентийским мастером Филаретом (XV в.). В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центра - апостолы Петр и Св. Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы Святого Павла и распятие Святого Петра. Над дверями помещен мраморный барельеф Бернини "Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного". Собор Святого Петра на протяжении веков украшали выдающиеся мастера искусств. Почти все изображения на стенах и сводах собора выполнены мозаикой. Здесь находится скульптура "Пиета" ("Оплакивание Христа") работы Микеланджело. Громадный
купол собора Святого Петра взмывает вверх словно поднятое ветром легкое
полотнище. Его диаметр составляет 42 метра, и в Риме его называют "cupollone"
("куполище"). По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет
мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: "Ты
- Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы;
И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет
связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах".
В центре
собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Алтарь называется папским,
поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Неподалеку
расположенна бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле
и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели
и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание
и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного,
то все непременно сбудется. В соборе хранится Копье сотника Лонгина - то самое, которым был пронзен на кресте Спаситель. Оно попало в Рим из Константинополя. В одной из капелл хранится часть мощей Св. Иоанна, архиепископа Константинопольского (начало V в.), за красноречие нареченного Златоустом. Центральный алтарь капеллы Крещения украшает мозаика "Крещение Христа". Купель крещения сделана из мраморной крышки гроба императора Оттона II (X в.), единственного императора германского происхождения, похороненного в соборе. Рядом с капеллой установлен памятник Марии Собеской, жене короля Джеймса III Стюарта (XVIII в.), умершей при родах последнего ребенка. На этом угас королевский род Стюартов. Капеллу Михаила Архангела украшает мозаичная копия с картины Гверчино "Похороны Святой Петрониллы". Мозаика эта, переливающаяся якрими тонами и озаряющая эту скупо освещенную часть храма, является лучшей в соборе Святого Петра. Сама капелла называется так по мозаичной копии с известной картины Гвидо Рени "Св. Михаил Архангел, попирающий поверженного сатану". В капелле находится надгробие папы Климента XIII. Львы у его основания считаются самыми красивыми из созданных в XIX столетии. Григорианская капелла выполнена по рисункам Микеланджело его учеником Джакомо делла Порта. На саркофаге погребенного здесь папы Григория XIII изображена сцена принятия в 1582 году нового календаря, получившего по имени папы название григорианского. Старый календарь вел летоисчисление от Юлия Цезаря и назывался юлианским. Его реформа понадобилась потому, что к XVI веку в результате накопившихся неточностей старого календаря все даты сдвинулись, и праздник Пасхи сместился на несколько дней. Потому и стала необходима реформа календаря. В России православная церковь придерживается юлианского календаря. Напротив
расположена пустая ниша над могилой папы Григоря XIV. Предание рассказывает,
будто бы когда Григорий XIV заболел, врачи отпаивали его составом из толченого
золота и драгоценных камней, взятых из папской сокровищницы. Но такое
лекарство не помогло, и папа все равно умер, но сокровищница Ватикана
оскудела настолько, что для надгробного памятника средств уже не нашлось. |
|||||
|
Вернуться
на страницу МИКЕЛАНЖЕЛО
Главное МЕНЮ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
в начало
Copyright
© 2004 abc-people.com Design and conception BeStudio © 2004-2016 |