|
Захер-Мазох:
«Никогда не чувствуй себя в безопасности рядом с женщиной, которую
любишь»
Граф
Леопольд Риттер фон Захер-Мазох (Leopold Ritter von Sacher-Masoch)
(1836–1895), австрийский писатель. Романы и сборники рассказов:
«Галицийская история», «Завещание Каина», «Венера в мехах», «Еврейские
рассказы». Писал под литературными псевдонимами: Шарлотта Аранд
(Charlotte Arand) и Зое фон Роденбах (Zoe von Rodenbach).
Мазохизм
(синонимы: альгомания, альгофилия, пассивизм, страдальчество) -
половое извращение, при котором для достижения полового возбуждения
и удовлетворения необходимо испытывать физическую боль или моральное
унижение. Мазохист желает подчиняться чужой воле, испытывать чувство
собственной беспомощности. Эта зависимость проявляется в том, что
человек готов на любые жертвы, лишь бы не потерять сексуального
партнера, который доставляет тем большее наслаждение, чем больше
унижает мазохиста.
Леопольд
фон Захер-Мазох родился 27 января 1836 года в столице Галиции городе
Лемберге (ныне Львов). В семье начальника полицейского управления
он был старшим из пятерых детей. По отцовской линии его предки были
по большей части высокопоставленными государственными чиновниками.
Испанский род Захеров давно осел в Австрии и верой и правдой служил
Дунайской монархии. В автобиографии Захер-Мазох неоднократно говорит
о себе как об «украинце по матери». Однако серьезные исследования
не подтвердили этого факта. Родители его матери Каролины Мазох переехали
в Галицию уже взрослыми людьми. Профессор медицины Лембергского
университета Франц Мазох родился на восточной окраине Габсбургской
империи (в одном из городков в Румынии), бабушка происходила из
онемеченных чехов. По просьбе тестя отец соглашается присоединить
девичью фамилию жены к своей. Так появляется новое сочетание Захер-Мазох.
Первые
двенадцать лет жизни Леопольда прошли в Лемберге и в небольшой деревушке
Виники, недалеко от столицы. Городская жизнь Леопольда протекала
в родительском доме, где царила атмосфера просвещения и сберегались
традиции либеральной эпохи правления Франца-Иосифа. Глубокий след
в его детской душе оставили смерть троих сестер и братьев, восстания
национальных меньшинств и сцены из тюремной жизни. Спустя десять
лет, он опубликует материал о польском восстании, который станет
его первым литературным опытом. Кумирами будущего писателя были
не только Пушкин и Лермонтов, но одна дальняя родственница его отца.
Гордая и надменная графиня Зиновия запомнилась Лео облаченной в
соболиные меха.
Однажды она обняла 10-летнего мальчика за плечи и повела в спальню.
- Идем, Леопольд, ты поможешь мне снять шубку.
С трудом, приподняв тяжелые меха, он помог ей надеть кофточку зеленого
бархата, опушенную беличьим мехом, которую тетя носила дома. Затем
опустился перед ней на колени, чтобы надеть туфли. «Почувствовав
у себя под руками легкое движение ее маленьких ножек, я совсем забылся
и наградил их жгучим поцелуем. Сначала тетя посмотрела на меня с
удивлением, затем разразилась смехом и слегка толкнула меня ногой»,
- запишет позже в «Воспоминаниях детства» Захер-Мазох. Ребенком
он прятался в спальне тети, и там, в гардеробе, вдыхая запах мехов
и юбок, он наблюдал, как красивая молодая женщина отдавала свое
роскошное тело усатым кавалерам. Как-то раз, когда мальчик чуть
не выдал себя чихом, в комнату, сопровождаемый друзьями, ворвался
разъяренный дядя. Пока он раздумывал, кого из двух любовников прибить
первым, Зиновия, не произнося ни слова, подскочила к мужу и здорово
ударила его кулаком. По физиономии рогоносца потекла кровь. Но тетю
это только раззадорило еще больше. Женщина схватила хлыст и указала
всей компании на дверь. В этот момент злосчастная вешалка упала
на пол, и ярость тети обрушилась на Леопольда. «Ухватив меня за
волосы и придавив коленом к ковру, она принялась крепко хлестать
меня. Слезы подступили к глазам, но все же следует признать, что,
корчась под жестокими ударами прекрасной женщины, я испытывал своего
рода наслаждение». Мазохистом оказался не один только Лео. Вскоре,
похожий на прибитую собаку, в гостиную робко прошмыгнул тетин муж.
Словно раб, он бросился к ногам красавицы и просил у нее прощение.
Неверная супруга пнула его коленом. «Это событие запечатлелось в
моей душе, словно выжженное каленым железом. В одно и тоже время
я ненавидел и любил это создание в сладострастных мехах. Я открыл
таинственную близость жестокости и страсти, естественную вражду
полов».
После
окончания пражской гимназии юноша начинает изучать философию и историю
в университете Граца, второго по величине города Австрии, куда семья
переезжает после выхода отца на пенсию. Первая интрига с Анной фон
Коттовиц легла в основу романа «Разведенная». Другая любовная связь
с Фанни фон Пистор вдохновила на создание знаменитой «Венеры в мехах».
В договоре, который писатель заключил со своей возлюбленной 8 декабря
1869 года, написано: «При каждом его проступке, упущении или оскорблении
величества госпожи (Фанни фон Пистор Багдановой), она может наказывать
своего раба (Леопольда Кавалера фон Захер-Мазоха), как ей заблагорассудится.
Со своей стороны, Фанни фон Пистор обещает по возможности чаще носить
меха, особенно тогда, когда она выказывает жестокость».
Блестяще
окончив университетский курс и защитив диссертацию, Захер-Мазох
получает должность приват-доцента. Мемуары свидетельствуют об успехе,
которым привлекательный доцент пользовался у скучающих светских
дам и гарнизонных офицеров-вертопрахов. Захер-Мазох с детства мечтал
о карьере лицедея и сумел превратить свои лекции по истории монархии
Габсбургов в развлекательное шоу для студентов. Вскоре университетское
начальство выражает все большее недовольство молодым ученым, который
систематически прогуливает официальные заседания, и отказывает ему
в продвижении по карьерной лестнице. Его стремительно начинают обходить
коллеги. Одним из претендентов на занятие места экстраординарного
профессора оказался дед знаменитого дирижера Макс фон Караян. Продолжая
числиться приват-доцентом, Захер-Мазох почти прекращает преподавательскую
деятельность, постоянно испрашивая отпуска «по болезни» или для
поездок по Европе. В 1858 году он анонимно опубликовал роман «Галицийская
история». С той поры у него выходит минимум по одной книге в год.
Кроме того, Захер-Мазох публиковал в разных периодических изданиях,
как тогда говорили, легкие вещицы. Сочинял он и театральные пьесы.
Пробовал себя в качестве учредителя нескольких, оказавшихся недолговечными
журналов. Писал он метрические подражания псалмам, исследовал поэзию
прусского короля Фридриха Великого. Однако эта писательская, литературно-критическая
и издательская деятельность не привлекала внимания серьезной критики
и не приносила ему материального благополучия. В эти годы он совмещал
университетскую доцентуру и собственно литературное творчество.
Читательский успех «Дон Жуана» тем временем укрепил решение фон
Захер-Мазоха отказаться от дальнейшей академической карьеры историка
и полностью посвятить себя литературе. Он продолжает плодотворно
работать, и постепенно у него рождается замысел целого новеллистического
цикла под общим названием «Завещание Каина».
Вскоре
с ним завязывает двусмысленную переписку девушка по имени Аврора
фон Рёмелин, которая выйдет за 37-летнего Леопольда замуж. Жена
Захера-Мазоха, которая присвоила себе имя Ванды в честь персонажа
книги «Венера в мехах», не только научилась обращаться с плетью,
но и сама стала писать рассказы. В них она «пытается удовлетворить
свои сексуальные желания и не позволяет мужчинам-мазохистам препятствовать
ей в этом». Героиней одной из новелл является прекрасная вдова-аристократка,
которая покупает мужчин-рабов и пользуется ими для удовлетворения
своих сексуальных желаний, а когда они ей надоедают - убивает их.
Договор, заключенный между Захер-Мазохом и Вандой фон Дунаевой,
тоже сохранился и позже был предан огласке Краффт-Эбингом.
«Мой раб! Условия, на которых я принимаю вас и терплю рядом с собой
таковы: Полный и безусловный отказ от собственного я. Мне дается
право наказывать и карать вас, как мне заблагорассудится. Если я
утопаю в роскоши, а вас заставляю терпеть лишения и попираю вас
ногами, вы должны безропотно целовать ногу, попирающую вас. Мне
позволена величайшая жестокость, и даже если я вас изувечу, вы должны
снести это безо всяких жалоб. Вы признаете за мной власть и право
замучить вас до смерти при помощи всех мыслимых пыток. Когда вы
не сможете более выносить моего господства, тогда вы должны убить
себя сами, свободу я вам не верну никогда. Своим честным словом
я обязуюсь быть рабом г-жи Ванды фон Дунаевой и покорно покориться
тому, что она мне присудит. Доктор Леопольд Кавалер фон Захер-Мазох.»
Захер-Мазох
любил, чтобы женщина с пышными формами, одетая в меха и вооруженная
хлыстом, унижала его, связывала, травила животными. Он любил переряжаться
в прислугу, собирать одежду, маскарадные наряды, заключать с любимой
женщиной «Договор», а при случае даже заставлял ее отдаваться другому
мужчине. Все сюжеты «Разведенной» и «Венеры в мехах» основаны на
реальных событиях жизни писателя. Вместе с Вандой и двумя детьми
он переезжает в Лейпциг, где вместе с неким месье Арманом пробует
издавать художественный альманах. Это занятие не принесло ему ни
успеха у публики, ни материальной выгоды. Финансовый крах усугублялся
личной катастрофой. Ванда, в течение года изменявшая ему с Арманом
(как потом выяснится, под этим именем скрывался мошенник европейского
масштаба Розенталь), решила бежать, прихватив с собой младшего из
двух сыновей. Завершила череду несчастий скоропостижная смерть оставшегося
с Мазохом старшего сына. 12-летний Саша (так на русский манер называл
писатель своего любимца) скончался от брюшного тифа. Семейная жизнь
писателя в первом браке имеет полностью мазохистский сценарий, о
котором европейская публика узнает лишь позже, благодаря вышедшим
в 1906 году воспоминаниям Ванды фон Захер-Мазох «История моей жизни».
За пять лет до смерти писателя, австрийский психопатолог Рихард
фон Краффт-Эбинг (по иронии судьбы преподававший в том же Грацском
университете, но Захер-Мазоха лично не знавший) введет в научный
оборот слово «мазохизм». Никакого удовольствия оттого, что психиатр
увековечил его имя для обозначения известного полового извращения,
он не испытывал. В последние годы жизни интенсивность литературной
деятельности Захера-Мазоха заметно идет на спад.
В
70-х годах происходит его знаменитая встреча с баварским королем
Людвигом II, который известен своей романтической склонностью к
великому композитору Рихарду Вагнеру, зигзагами причудливой судьбы
и, наконец, вообще загадочным исчезновением. Супруг Ванды получил
как-то письмо, подписанное таинственным именем Анатоль. Написано
оно было, по-видимому, каким-то знатным лицом. Кто бы это мог быть?
Женщина или мужчина? Дрожа от возбуждения, женатый мужчина откликнулся
на призыв загадочного Анатоля «обрести того, кого ты так страстно
ищешь». В ответном письме, еще не подозревая, с кем он имеет дело,
Леопольд заклинает своего таинственного адресата: «Ангел ты или
демон, но я – твой, как только ты этого захочешь!». Предтеча нынешних
виртуальных знакомств и знакомств по чатам, призывает невидимого
собеседника: «Если ты Анатоль, тогда я – твой. Возьми же меня! Всей
душою Твой Леопольд». Ожидая ответа, автор «Венеры в мехах» и «Любви
Платона» весь извелся. Он верил, что инкогнито окажется женщиной,
но, опасаясь супруги, делал вид, что в душе надеется на встречу
с мужчиной. Переписка продолжалась. Письма никогда не приходили
из одного места. На штемпелях мелькали названия: Зальцбург, Брюссель,
Вена, Париж, Лондон. Анатоль не спешил снимать маску. Леопольд тосковал
и писал пушкинские стихи, переведенные немецкими рифмами: «Вся жизнь
моя была залогом Свиданья верного с тобой». И от себя добавлял:
«Ты прекрасен одновременно, как сказка, как огонь Прометея, как
музыка сфер, как сокрытое завесой изваяние». Анатоля это раздражало.
При чем тут личные сношения, когда любовь-то платоническая? Он пытался
уклониться от неизбежной встречи, но красноречивый Леопольд загнал
«друга по переписке» в угол. Встречу назначили в гостинице «Бернауэр»,
в совершенно темном номере с занавешенными окнами. Прежде чем пустить
гостя в апартаменты, Лео завязал повязкой из плотной материи свои
глаза. В полночь трижды постучали. К его разочарованию, посыльный
принес три убористо исписанных листка. Последние сомнения относительно
пола ожидаемого лица рассеивались. Так могла писать только дама
из высшего света, которую малейшая неосторожность могла поставить
в неловкое положение. Теперь австриец был убежден, что сегодняшнюю
ночь ему предстоит провести в объятиях прелестницы. На залысинах
выступили капельки пота и, горя от возбуждения, Захер подскочил
к незнакомке. Звучный, но дрожащий от волнения мужской баритон проговорил:
- Леопольд, где ты? Веди меня, я ничего не вижу.
Родоначальник мазохизма вяло взял незнакомца за руку и подвел к
дивану.
- Признайся, ведь ты ждал женщину?
Заранее прикинув в голове обе возможности, Лео не растерялся. Если
бы она была женщиной, она была бы Венерой в мехах, если же мужчина
– он будет Греком. В первые мгновения он сожалел, но вскоре быстро
решил, а ведь мужчинка-то лучше! Он, наконец, обрел своего Грека,
которого так долго искал.
- Стало быть, ты не разочарован?
Двое мужчин просидели до раннего утра. Анатоль признался, что в
последний раз женскую грудь он видел у своей кормилицы. С той поры
ни одна женщина, кроме матери, не целовала его лоб. Инженер человеческих
душ принялся рассказывать физически более сильному и крупному, чем
он сам, мужчине, что он женат вот уже пять лет. У него очаровательная
жена и ангельского вида ребенок.
- Ты красив? – спросил его Леопольд.
- Я мужчина, кто мне скажет об этом?
- Ты красив. Я это чувствую. Кто обладает таким голосом, как твой,
должен быть красив.
- Может быть, я тебе все-таки не понравился бы?
При расставании руку Мазоха обжег горячий поцелуй. Со временем интерес
к переписке со стороны писателя начал пропадать. По его просьбе,
Ванда написала Анатолю «или-или». В прощальном послании тот рыдал:
«В этом телесном мире нет никакой духовной любви. Леопольд, ты моя
собственность, целиком и полностью. Прощай на веки». Через месяц
связь возобновилась снова. Однако Грек уже перестал существовать
для писателя, и он сам порвал бессмысленную связь.
Стареющему
писателю удается обрести душевный покой и относительную материальную
стабильность с новой семьей. После развода с Вандой, он женился
на гувернантке своих детей - Хульде Майстер. Захер-Мазох переезжает
с семейством (в новом браке рождаются трое детей) в принадлежащее
жене поместье неподалеку от Франкфурта-на-Майне. Здесь писатель
разворачивает активную культурно-просветительскую деятельность.
Устраивает несколько публичных библиотек и народных школ в толстовском
духе. Особенно популярным Захер-Мазох был во Франции, где его сочинения
публиковались ведущими издательствами. За год до смерти его принял
президент Французской республики и наградил крестом Почетного легиона.
9 марта 1895 года умирает от сердечной недостаточности в деревушке
Линдхайм. Урну с его прахом уничтожил пожар 1929 года.
Если
садизм очень активно изучался литературными критиками и психоаналитиками,
то мазохизм «страдал от несправедливого пренебрежения». Сейчас в
мазохизме принято видеть две стороны: феминистскую и гомосексуальную.
Это понятие стало также вопросом национальной гордости. По словам
профессора славянских языков Колумбийского университета Виталия
Чернецкого, сейчас россияне и украинцы спорят, чья страна является
родиной мазохизма. На Украине появилось движение, выступающее за
переименование улиц в честь знаменитого земляка. Россияне, смеется
Чернецкий, «пытаются доказать, что именно они являются первыми в
мире мазохистами». Заявления Украины представляются более весомыми,
на взгляд Чернецкого. Захер-Мазох родился в восточной Галиции, которая
в настоящее время принадлежит Украине. «Он считал себя украинцем
и вспоминал доброту свой кормилицы-украинки», - пишет профессор-славист.
Несмотря на авторитет Зигмунда Фрейда, который связывал моральный
мазохизм не с украинским, а с «русским типом характера», Леопольд
не был ни тем, ни другим. Будущий автор знаменитой «Венеры в мехах»
родился на Западной Украине, а недоразумение связано с тем, что
австрийцы называли украинцев-малороссов русинами или просто русскими.
Тем не менее Мазох написал ряд романов и новелл на сюжеты из русской
жизни и русской истории. О «малороссийском Тургеневе» (как его называли
европейские льстецы) русский Тургенев писал, что он «небольшой охотник
до его романов». В них слишком много «литературы» и «клубнички».
В письме к одной начинающей писательнице, австрийский писатель настоятельно
советует изучать «Капитанскую дочку» и «Мертвые души». Кстати, сюжет
«Капитанской дочки» Мазох использовал в своей новелле «Только мертвые
не возвращаются». В отличие от благополучного исхода повести Пушкина,
где Гринев, по милости императрицы, женится на Маше Мироновой, Екатерина
Великая в изображении Захер-Мазоха заставляет главного героя умереть
в страшных муках на глазах у невесты (тезку «капитанской дочки»
он назвал Машей Самсоновой), да еще с сознанием того, что именно
она выдала его властям. Пока Россия и Украина конфликтуют по поводу
происхождения мазохизма, американцы спорят о смысле произведения
«Венера в мехах». Герой, которого неоднократно сравнивает мучительницу
Ванду с русской императрицей. Примечательно, что Венера-Ванда покупает
для своего возлюбленного именно русский хлыст. «Вроде таких, какие
в России держали для непокорных рабов».
«Венера
в мехах» начинается с того, что рассказчику снится статуя Венеры.
Во сне рука Венеры превращается в руку казацкого слуги, который
его будит. Он встает и идет к главному герою Северину, который дает
ему почитать манускрипт, озаглавленный «Откровения сверхчувственного
человека». Рукопись представляет собой рассказ Северина о его рабских
взаимоотношениях с женщиной по имени Ванда, которая носит меха и
бьет его плетью. Северин подписывает с ней контракт, по условиям
которого он становится ее рабом. Жестокая и холодная, но неизменно
желанная женщина-палач (олицетворение одновременно матери-природы
и народной стихии) физически или морально истязает мужчину-интеллектуала.
Повторяется и традиционный набор мазохистских атрибутов: отороченная
мехом кацавейка (меховая шуба, звериная шкура) и плетка (хлыст,
кнут).
07.07.2005 - "ПРАВДА"
Цитаты
из произведений Захер-Мазоха:
«Разве есть
для любящего большая жестокость, чем неверность возлюбленной?».
«Чем более
уступчивой и праведной выказывает себя женщина, тем скорее мужчина
отрезвляется и становится властелином; и чем более она окажется
жестокой и неверной, чем грубее она с ним будет обращаться, чем
дерзостнее она будет им играть, чем меньше жалости она будет высказывать,
тем больше будет она разжигать сладострастие мужчины, тем больше
будет она им любима и боготворима».
«Никогда не
чувствуй себя в безопасности рядом с женщиной, которую любишь».
«Женщины не
так хороши, как представляют их почитатели и защитники, и не так
дурны, как их изображают их враги. Характер женщины есть бесхарактерность».
«Нет женщины
ни столь хорошей, ни столь дурной, которая не была бы способна в
любое мгновение и на самые грязные, и на самые чистые, на дьявольские,
как и на божественные мысли, чувства и поступки».
«Истинно любить
можно лишь то, что стоит выше нас - женщину, которая подчиняет нас
красотой, темпераментом, умом, силой воли».
Перед мужчиной
«только один выбор: быть или тираном, или же рабом женщины. Стоит
ему хоть немного поддаться, - и голова его тотчас оказывается под
ярмом, а сам он вскоре почувствует на себе хлыст».
«Меха придают
женщине нечто властное».
«На всех нервных
людей меха оказывают некое возбуждающее действие. В них есть какое-то
физическое очарование, которому никто не в силах противиться».
«Женщина, носящая
меха - не что иное, как большая кошка». |
|