ЛЕОПОЛЬД фон ЗАХЕР-МАЗОХ
биография
 


Захер-Мазох. Он был прост как ребенок

Ксения Ковригина
 Захер-Мазох написал даже свой вариант "Капитанской дочки", правда, конец его новеллы получился гораздо трагичнее пушкинского: Екатерина Великая - императрица властная и жестокая - приказывает казнить Гринева прямо на глазах у Маши. Впрочем, такой поворот событий в интерпретации Захера-Мазоха вполне объясним: сам он с детства любил наблюдать за жестокими наказаниями и казнями.

   Леопольд фон Захер-Мазох родился в столице Галиции, городе Леберге (ныне Львов). Его отец - начальник полицейского управления, испанец по происхождению, был человек властный и горячий и не умел сдерживать чувства. Мать принадлежала к древней славянской фамилии и обучила детей русскому языку. Леопольд, первенец в семье, появился на свет лишь спустя девять лет после брака родителей.
   Новорожденный был слабым и хилым. Мальчику взяли кормилицу из Малороссии, простую крестьянку, грубоватую, но здоровую и крепкую. Леопольд очень привязался к своей пестунье и, когда чуть подрос, полюбил слушать ее страшные рассказы. Еще один писатель, взлелеянный няней!

   Первой, детской любовью Леопольда была графиня Зиновия, дальняя родственница отца - роскошная дама, обожавшая облачаться в богатые соболиные меха. Графиня была благосклонна к мальчику: допускала в свои покои, иногда разрешала помочь ей снять накидку или переменить туфли. Юный Леопольд, расстегивая лакированный ремешок на ее ноге, становился на колени и трепетал. Набравшись храбрости, он не раз прятался в комнате графини и, затаив дыхание, наблюдал, как ветреная женщина ублажает любовников. Однажды графиня, неожиданно обнаружив у себя в шифоньере смазливого молодца, от души его отлупила. Именно тогда Леопольд испытал первое физическое наслаждение. Отныне женщина в мехах и с плетью в руке стала его любимым образом. Рассуждая о понравившейся ему даме, он обычно заявлял: "Мне бы хотелось увидеть ее одетой в меха", о некрасивой: "Нет, ее я не могу представить в мехах".

  Когда Леопольду исполнилось двенадцать лет, семья переехала в Прагу, и мальчик начал изучать немецкий язык, на котором впоследствии он будет писать. Тогда же, в 1848-м, он станет свидетелем революции, повидает смерть, потоки крови и бесчисленные казни. Однако сцены жестокости не испугали подростка и, кажется, даже не были ему противны. Но то, что человек смертен и внезапно смертен, он понял лишь четыре года спустя, когда умерла его любимая сестра. После этой потери юноша стал задумчив, тих и серьезен. Учился Леопольд в университетах Праги и Граца - и учился блестяще: уже в девятнадцать защитил диссертацию, немного позже получил звание приват-доцента, специализируясь по немецкой истории.


   Однако преподавательская карьера ему быстро надоела, и молодой ученый начинает пропускать занятия. В 1858 году он анонимно публикует роман, посвященный польскому восстанию "Одна галицийская история. Год 1846". Затем появляются "Закат Венгрии и Мария Австрийская", "Эмиссар". Пробует он сочинять и театральные пьесы, пишет исторические обозрения, исследует поэзию Фридриха Великого. Но эти литературные упражнения не приносят ему ни доходов, ни читательской признательности. Леопольд понимает, что ошибся с направлением и жанром - исторические переживания и давно отгремевшие битвы не столь интересны публике, как переживания и битвы любовные. Он принимается за новую работу - о распутном грешнике Дон Жуане. Книга имеет абсолютный успех. И Леопольд фон Захер-Мазох обращает все свои способности к эротической литературе.

   Писатель-реалист, он ничего не придумывает - сюжеты и персонажей для книг берет из своей жизни. В романе "Разведенная" описывает свою интригу с Анной фон Котовиц, а прототипом "Венеры в мехах" делает возлюбленную Фанни фон Пистор. Со всеми своими женщинами Леопольд обязательно заключал своеобразный договор: "При каждом его проступке, упущении или оскорблении величества госпожи она может наказывать своего раба, как ей заблагорассудится. Со своей стороны, госпожа обещает по возможности чаще носить меха, особенно когда выказывает жестокость".

     Главный персонаж романа "Венера в мехах" рассказывает о своем рабском подчинении женщине по имени Ванда. Богиня и властительница, она носит отороченную мехом кацавейку и бьет его плетью - ведь ничто не может так усилить страсть, как жестокость возлюбленной. Женщина всесильна, справедлива, необузданна, как сама природа, как народная стихия. И самая важная функция бытия - продолжение рода - призвание женщины, мужчина лишь ее покорный слуга: он немощен и слаб, он ждет ее приказаний.

    Первой женой Захер-Мазоха становится Аврора фон Ремлин. Вскоре после замужества она наречет себя Вандой. Ванда была женщиной умной и очень одаренной. В 1906 году она опубликует свои воспоминания, книгу искреннюю и пронзительную. Именно тогда европейская публика и узнает, что все причуды и извращения, описанные в романах ее мужа, имели место в его семейной жизни.

    Поначалу Ванда не могла нарядиться в меха и взять в руки плетку - благовоспитанная девушка мечтала быть добропорядочной, верной супругой. "Я не могу сочинять и выдумывать, - заявил тогда ее муж. - Я могу описывать! Если ты не будешь воплощать в жизнь мои фантазии, я перестану писать, а значит, зарабатывать деньги". И действительно, стоило Ванде отказать супругу в исполнении его желаний, как он тут же переставал работать, и семья оказывалась без средств. В конце концов, не выдержав причуд мужа, Ванда покидает его, сбежав с неким господином Арманом и взяв с собой младшего сына.

    Теперь Леопольд был по-настоящему унижен. И горе свое он переживает как все обычные люди: ему плохо, горько, обидно. "Никогда не чувствуй себя в безопасности рядом с женщиной, которую любишь", - подытожит он. Первое время его утешал старший сын, двенадцатилетний Саша. Но Саша заболел брюшным тифом и умер. Последние годы жизни писатель проводит с Хульдой Майстер, в ее поместье близ Франкфурта-на-Майне. Там Леопольд начинает увлекаться толстовством, организует народные школы и библиотеки.

    Умер Захер-Мазох в марте 1895 года от сердечной недостаточности. За пять лет до его смерти австрийский психопатолог Рихард фон Краффт-Эбинг, который по воле случая преподавал в том же университете в Граце, что и Захер-Мазох, опубликовал статью под названием "Мазохизм: связь пассивно переносимых насилия и жестокости с наслаждением". Мазохизмом он назовет половое отклонение, при котором человеку для достижения удовольствия необходимо испытывать физическую боль или моральное унижение. "Я называю эту сексуальную аномалию мазохизмом, потому что писатель Захер-Мазох часто описывал в своих книгах данное извращение".

    Писатель Леопольд фон Захер-Мазох популярен. И не только благодаря описаниям эротических сцен, что выходили из-под его пера, или скандальной истории собственной жизни: он создал яркие, запоминающиеся образы, его проза философична и значима. И, наверное, не стоит считать "Венеру в мехах" просто порнографическим романом - эта книга романтична, психологична, тонко выстроена. Она более сродни "Страданиям юного Вертера" Гете, чем распущенной прозе Маркиза де Сада.

    Леопольд Захер-Мазох лелеял грандиозные планы: написать цикл романов "Наследие Каина", который бы состоял из шести серий: любовь, собственность, государство, война, труд, смерть. Увы, он успел написать лишь две первые части.

    Немногие знают, но Мазоха по праву можно назвать "национальным поэтом Галиции": он воспевал ее быт, нравы, изучал язык и сказания; в его новеллах заметно влияние Тургенева, впрочем, так его иногда и величали - "малороссийский Тургенев". Особенно популярен Леопольд фон Захер-Мазох был в Париже. Столица любви всегда с нетерпением ждала его новых романов. А лучшие французские издательства выпускали большими тиражами не только его эротические произведения, но и галицийскую прозу. Именно ею зачитывались Золя, Доде, Флобер. Незадолго до смерти Захер-Мазох был принят президентом французской республики, который наградил его крестом Почетного легиона. А закончить рассказ о Захер-Мазохе хочется словами его первой жены Ванды. Она писала, что Леопольд, несмотря на свой странный сексуальный темперамент, был человеком добрым и ранимым, очень любил своих детей, не пил, не курил, и, одевал любимых женщин в роскошные меха, сам предпочитал дешевую неброскую одежду. "Он был прост как ребенок, но капризен, как обезьянка".

"Эхо планеты" - N6 (5 - 11 февраля 2006)

 
Главная страница Леопольд Захер - Мазох
Главное меню Энциклопедии
темы|понятия|род занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
вид творчества|события|биографии|портреты|образовательный каталог|поиск в энциклопедии
Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Copyright © 2004 abc-people.com
Design and conception BeStudio © 2006-2016