|
Творчество
Захера-Мазоха относится к периоду промышленного расцвета Австрии,
когда интеллигенция, протестуя против капиталистического завоевания
деревни, одновременно увлекается блеском и богатством буржуазии.
Отсюда у этой группы интеллигенции (как например и у Гамерлинга)
известная идеализация деревни, но также и грубо-материалистические,
эпикурейские тенденции, жажда наслаждения, отсюда и взгляды на чувственность
и любовь как на цель человеческой жизни. У Захера-Мазоха это последнее
воззрение нашло особенно благоприятную почву вследствие патологических
его предрасположений: по мнению Захера-Мазоха радость любви заключается
в том, что сильная, мужественная женщина мучает слабого и женственного
мужчину. Эта тема встречается во всех его произведениях — в ранних
менее, в поздних более ясно, и в конце концов приобретает специфически-патологический
характер, выпадающий из области литературы (впоследствии немецкий
психолог Крафт-Эбинг назвал эту болезнь мазохизмом).
Уже в первом историческом романе Захера-Мазоха («Последний король
мадьяров», 1866) главная героиня отличается своеобразным деспотическим
характером; вполне отчетливо мазохизм
выступает уже в романе «Разведенная женщина» (1870) и в многочисленных
рассказах и романах из жизни австрийского и русского двора («Russische
Hofgeschichten», 1886, «Wiener Hofgeschichten», 1885, 2 тт., и мн.
др.).
Но
Захер-Мазох вошел в историю литературы не только как выразитель
«мазохизма»: он для немецкой литературы «открыл» народную жизнь
восточной Европы и с полным правом заслужил звание «национального
поэта Галиции». Ярый противник дворянского строя Австрии, а также
враг объединения Германии под властью Пруссии (Захер-Мазох был добровольцем
во время войны 1864 и написал антипрусскую пьесу «Стихи Фридриха
Великого»), Захер-Мазох также резко обрушивается в своих галицийских
рассказах и на господствующие дворянские круги своей родины.
Еще
мальчиком он запомнил на всю жизнь картины политического и экономического
угнетения польскими помещиками галицийского крестьянства. Не будучи
чуждым некоторой романтизации сельского быта, Захер-Мазох тем не
менее — последовательный реалист; он прекрасно знал положение, быт
и нравы всех народностей Галиции и всегда подходил к каждой из них,
как ученый: изучал ее язык, сказания, обычаи и нравы. В его новеллах
и рассказах замечается влияние Тургенева. Лучшие новеллы из народной
жизни входят в сборники «Galizische Geschichten» (1876), «Judengeschichten»
(русск. перев., «Еврейские рассказы», М., 1899), «Граф Донский»
(1864). «Das Vermachtnis Kains» (1870, русск. перев., «Завещание
Каина», СПБ., 1888); особенно его «Der Don Juan von Kolomea» (Дон-Жуан
из Коломеа) и «Venus im Pelz» (Венера в мехах) пользовались громадным
успехом. Еврейские рассказы З.-М. проникнуты симпатией к низшим
слоям еврейского населения Галиции и теплым юмором. В ряде романов
Захер-Мазох изображает общественно-политическую жизнь Австрии (в
«Kaunitz» — Австрию XVIII в., в «Die Ideale unserer Zeit», 1876
(русск. перев., «Идеалы нашего времени», СПБ., 1890), дана жестокая
критика аристократического строя Австрии и т. д.)
В
последний период своего творчества Захер-Мазох задался грандиозным
планом серии новелл, которая должна была распадаться по темам на
следующие отделы: любовь, собственность, государство, война, труд
и смерть. Каждый отдел в свою очередь должен был состоять из шести
новелл, из которых в пяти изображались заблуждения людей, а шестая
указывала выход из положения. Если бы этот план был осуществлен,
то мы имели бы самый обширный по замыслу сборник новелл в мире,
где все явления человеческой жизни рассматривались бы под определенным
углом зрения; написаны были только два первых отдела, от некоторых
других сохранились лишь отрывки.
Несмотря
на свои несомненно социальные устремления, Захер-Мазох в большинстве
своих произведений выражает упадочнические настроения второй половины
XIX в.; его эротически-патологические романы пользовались особенно
большой популярностью в определенных общественных кругах Франции.
Библиография:
I. На русск. яз. перев. неоднократно, печатался как в журналах («Дело»,
1877, II; «Век», 1883, II; 1885, IV; «Наблюдатель», 1883, II; 1887,
IX; 1888, XII; и др.), так и отдельными изданиями. Кроме упомянутого:
Черный кабинет, Повесть, СПБ., 1875; Галицийские рассказы, Гайдамак,
Крестьянский суд, СПБ., 1876; Душегубка, Роман, СПБ., 1887; Ищут
человека, Роман, СПБ., 1888; Общество врагов женщин, Роман, СПБ.,
1888; Жестокие женщины, СПБ., 1908; Демонические женщины. Теодора,
Рыжие волосы и др. рассказы, СПБ., 1913, и др.
II. Михайловский Н. К., Палка о двух концах, «Отеч. записки», 1877,
VIII (и Собр. сочин., т. VI); Bentzon, Sacher-Masoch, sa vie et
ses ?uvres, «Revue des deux Mondes», 1875; Goldbaum W., Literarische
Physiognomien, 1884; Schlichtegroll C. F., von, Sacher-Masoch und
der Masochismus, 1901; Sacher-Masoch Vanda, von, Meine Lehensbeichte,
1906; Meyer R. M., L. v. Sacher-Masoch, 1907.
Ф. Шиллер
ФЭБ
- http://feb-web.ru |
|