Эстетический замысел большого алтарного образа Леонардо
"Мадонна в скалах" вмещает в себе и платоновское определение
красоты как "сияния божественного света", и ренессансное представление
о прекрасном как "сияния божественного лика".
Самое поразительное в картине - это просвет в скалах
в левом верхнем углу. Там видится целая аллея гигантских зубчатых утёсов,
а в напряжённых тональных контрастах заключён световой эпицентр полотна.
Свет, распространяющийся из грота, - не просто физический свет, - он придаёт
образу картины космический масштаб, одухотворяет, возвеличивает героев.
Отблески небесного сияния ложатся на лики и фигуры людей. Их окружает
та же мягкая светящаяся живописная материя, что льётся из Беспредельности.
Смысл картины не только в показе сцены материнства. Он
глубже - в понимании предрешённой жертвенности божественного младенца.
Эта неотвратимость искупительного подвига как бы изначально заложена в
выражении жестов и лиц, где через внешнее спокойствие и улыбку проглядывает
скрытая печаль, раздумья о будущем. И если настоящий миг сконцентрирован
где-то в центре их группы, то будущее, как второй светящийся эпицентр,
- где-то там, вдали.
Всё то, что происходит сейчас на Земле в этот счастливый
миг прихода на планету Сына Божьего, которого с такой заботой охраняет
Мадонна, и всё то, что произойдёт с Ним в будущем, есть как бы, развёртывание
плана земного и небесного.
Считается, что Леонардо впервые в эпоху Возрождения в
"Мадонне в скалах" решил задачу слияния человеческих фигур с
пейзажем. Однако он сделал в своей картине гораздо больше: он соединил
человека с космосом, с Беспредельностью.
Маточкина Е.П.
Из статьи "Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха"
centre.smr.ru