Леонардо
да Винчи Биография |
|||||
Биографии,
жизнеописания, описание творчества, изобретений и картин Леонардо да Винчи
(Леонардио да Винче) |
|||||
|
"...дивным
и божественным был Леонардо, сын Пьеро из Винчи,
и он достиг бы великих итогов в науках и письменности,
не будь он таким многосторонним и непостоянным" (Дж. Вазари)
Леонардо
(Лионардо) да Винчи
(1452-1519)
- живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый. Родился 15 апреля 1452
г. в городе Винчи, близ Флоренции, незаконный сын местного нотариуса сера Пьера
Винчи и молодой крестьянки Катарины.
Дом, где жил Леонардо с отцом
Пьеро да Антонио
Воспитывался в доме отца и вместе с ним переселился в 1469 г. (а может быть,
еще в 1466) во Флоренцию. Впервые его имя встречается там в книге корпорации
флорентинских художников от 1472 г. В 1469-1476 гг. (а может быть, и до 1478)
работал в боттеге Верроккио, в 1480 г. упоминается как имеющий собственную мастерскую.
Первые свидетельства о самостоятельных работах: заказ на алтарный образ для
капеллы св. Бернарда во дворце Синьории (1478; выполнен не был) и договор на
"Поклонение волхвов" для монастыря Сан Донато а Скопето (1481; работа
осталась незаконченной).
В 1482-1499 гг. в Милане, Леонардо находится на службе у герцога Лодовико Моро,
в качестве военного инженера, архитектора, скульптора и живописца. В апреле
1500 г. Леонардо да Винчи возвращается во Флоренцию (через Мантую и Венецию).
В 1502 около года служит у Чезаре Борджа, по поручению которого объезжает Романью,
Умбрию и Тоскану. В 1503-1506 гг. во Флоренции работает над стенной росписью
в зале Большого совета дворца Синьории ("Битва при Ангиари"), в 1506
г. возвращается в Милан на службу к французскому наместнику Шарлю д'Амбуаз,
где живет до 1513 г. (с перерывом для поездки во Флоренцию в 1507 г.). С конца
1513 г. в Риме, откуда в 1516 г. был приглашен королем Франциском I во Францию
на должность первого живописца, архитектора и механика короля. Умер в замке
Клу 2 мая 1519 г., завещав рукописное наследство ученику Франческо Мельци, сопровождавшему
его во Францию. Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем,
скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой,
механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией
человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального
исследования. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта
и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих
и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся
к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и
другим наукам. Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей (написанных
на итальянском языке в большинстве справа налево зеркально) были позднее разъединены
и хранятся теперь в библиотеках Лондона, Виндзора, Парижа, Милана и Турина.
Город Винчи на карте Италии |
Памятник Леонардо да Винчи в Милане работы П.Маньи |
Живописные работы Леонардо да Винчи
Первый
флорентийский период: Ангел на "Крещении"
Верроккио (Уффици); "Поклонение волхвов" (Уффици; незакончена, подготовительные
рисунки пером в Уффици и Лувре); женский
портрет (может быть, Джиневры д'Америго Бенчи, Вена, галерея Лихтенштейн);
"Мадонна
Бенуа" (Санкт-Петербург, Эрмитаж); "Св. Иероним" (Ватикан,
галерея).
Первый миланский период: "Мадонна
в гроте" для церкви Сан Франческо (Лувр и Лондон, Национальная галерея);
"Мадонна Литта" (Санкт-Петербург, Эрмитаж); фреска "Тайная
вечеря" (Милан, монастырь Санта Мариа делле Грацие (1495-1497); рисунки
- в Милане (Брера), Венеции (Академия), Виндзоре, Страсбурге, Веймаре. Приписываются:
портрет дамы
с горностаем (Цецилии Галерани, Краков, музей); так называемая "Belle
Ferroniеre" (Лувр); портреты женщины в профиль и музыканта
в миланской Амброзиане. В Мантуе нарисовал портрет Изабеллы д'Эсте (теперь в
Лувре). Второй флорентийский период: портрет Моны Лизы ("Джоконда",
1503, Лувр); рисунки для "Св.
Анны втроем" и для "Битвы
при Ангиари" в Лондоне, Оксфорде, Виндзоре, Будапеште, Венеции. Второй
миланский период: "Св.
Анна втроем" и "Иоанн
Креститель" (обе - Лувр). Сохранились в копиях учеников "Флора,
Вакх, две Леды".
Приписываются: два "Благовещения"
(Уффици и Лувр), "Мадонна с гвоздикой" в Мюнхенской пинакотеке.
Скульптурные работы Леонардо да Винчи не сохранились; остались рисунки и статуэтки
(лучшая в Будапеште) конной статуи герцога Сфорца, модель которой была разрушена
в Милане в 1499 г., и другой, также неосуществленной, статуи маршала Тривульцио.
Архитектурные и градостроительные проекты и рисунки (центрально-купольные постройки,
планировка городов, купола Миланского собора, собора в Павии и др.) сохранились
в собрании рисунков в Виндзоре, в так называемом Атлантическом кодексе, хранящемся
в миланской библиотеке Амброзиана, и в других кодексах Леонардо.
|
Перейти
на страницу ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Главное меню ЭНЦИКЛОПЕДИИ
в начало
Леонардо да Винчи Биография от Дж. Реале, Д. Антисери |
Леонардо да ВИНЧИ - родился в Винчи, в Вальдарно , в 1452 г. Его отец Пьетро был нотариусом, мать Катарина — местная крестьянка. Начальное образование Леонардо получил во Флоренции. В 1470 г. он поступает в мастерскую Верроккьо; это событие сыграло значительную роль в формировании личности Леонардо. Он изучает математику и законы перспективы; интересуется анатомией и ботаникой; обращается к проблемам геологии; занимается проектированием в области механики и архитектуры. В 1482 г., во время правления Лодовико Моро, Леонардо приезжает в Милан и остается здесь до 1499 г., до падения власти Лодовико. В Милане он пишет разнообразные трактаты, занимается инженерной деятельностью. В этот период завершается его формирование как художника. После пребывания в Мантуе, Венеции и Флоренции Леонардо в 1502 г. поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера. После свержения Валентине в 1503 г. Леонардо вновь возвращается во Флоренцию; здесь он занимается анатомией и решает проблемы, связанные с полетом человека, что позже приведет к изобретению летательного аппарата. К этому периоду относится создание "Джоконды". В 1506 г. Леонардо возвращается в Милан и поступает на службу к королю Франции. Когда в 1512 г. власть в Милане вновь переходит в руки рода Сфорца, он переезжает в Рим, на этот раз — под покровительство папы Льва X. В 1516 г. он отправляется во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика. Леонардо умер 2 мая 1519 г. в замке Клу, близ Амбуаза, где он был гостем короля Франциска I.
Капелла
Св. Губерта в Амбуазе |
Гробница
Леонардо да Винчи в капелле Св. Губерта |
"Современники обычно называли Леонардо маэстро и маэстро художник; в герцогском дипломе Чезаре Борджиа он назван архитектором и главным инженером. Однако Франциск I обычно называл его величайшим философом, так же именовал его Вазари — правда, несколько иронически, имея в виду, что он любил “капризно и своевольно философствовать о естественных вещах” и считал себя “более философом, нежели христианином”" (К. Карбонара). Посмотрим, каковы же были философские искания Леонардо.Прежде всего Леонардо является человеком Возрождения не только потому, что он — мыслитель универсального типа, т. е. не ограничивается какой-либо одной областью знаний, но и потому, что в его рассуждениях можно обнаружить следы неоплатонизма, — например, когда он обращает внимание на параллелизм человека и космоса (универсума). "Человека в античности называли микрокосмом; и это действительно точное наименование, ибо человек состоит из земли, воды, воздуха и огня и, тем самым, его строение схоже со строением мира; человек имеет кости, служащие основой и поддержкой плоти, — мир имеет камни, основу земли". Неоплатоническая идея параллелизма микрокосма и макрокосма имеет, однако, у Леонардо несколько иное преломление, нежели в мистико-анимистической концепции неоплатонизма: она служит Леонардо для ле-гитимизации механистического строения всей природы. Оно происходит от Бога, и это действительно необходимое механическое строение. Леонардо не отрицает наличия души, функция которой заключается "в формировании одушевленных тел". Однако он оставляет не имеющие научного обоснования рассуждения о ней "братьям-монахам, которые по вдохновению свыше знают все секреты".Таким образом, то, что становится общим достоянием по наитию свыше, не является знанием. Не обладают знанием и те, кто опирается исключительно на авторитет древних мыслителей. Повторяя традиционные взгляды, они остаются только "глашатаями и декламаторами чужих идей". Не есть знание и то, что сообщают маги и алхимики и вообще все "золотоискатели": эти твердят о фантастических открытиях и опираются в своих объяснениях на причины духовного порядка. Для Леонардо проектировщиком и интерпретатором механического и необходимого строения всей природы является математическая мысль: "Необходимость — руководительница и защитница природы; она — ее основа и создательница, ее узда и вечный образец". Леонардо исключает из числа естественных феноменов — механических и материальных — мистические и духовные силы: "О математики, пролейте свет на это заблуждение! Дух не имеет голоса... поскольку не может быть голоса там, где нет движения и разрыва воздуха; не может быть колебаний воздуха там, где нет инструмента; инструмент не может существовать вне тела; а раз это так, дух не может иметь ни голоса, ни формы, ни силы... где нет жил и костей, не может быть никакой силы и никакого движения, производимого воображаемыми духами".
Источники:
Васари Г. "Жизни художников", избранное, переведено Г.Буллом,
Лондон,1971г. |
Дж.
Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3.
Новое время. - ТОО ТК "Петрополис", 1996. C. 3-5. |
Перейти
на страницу ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Главное меню ЭНЦИКЛОПЕДИИ
в начало
•
темы|понятия|род
занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
•
•
вид
творчества|события|биографии|портреты|образовательный
каталог|поиск
в энциклопедии
•
|
Copyright
© 2004 abc-people.com Design and conception BeStudio © 2004-2016 |