Леонардо
да Винчи |
|
Большая
детская электронная энциклопедия: Творчество Леонардо Да Винчи |
|
|
|||||
Творчество
и научная деятельность Леонардо да Винчи |
|||||
Родился
в семье богатого нотариуса. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель
Верроккьо (1467-72). Методы работы во флорентийской мастерской того
времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами,
а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению
научных интересов юного Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела
в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение",
около 1474, оба в Уффици, "Мадонна Бенуа", около 1478, Эрмитаж)
обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность
форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой.
В "Поклонении волхвов" (1481-82, не закончена; подмалевок
- в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих
эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты
бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский
карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо
добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску
и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное
соответствие с драматургией композиции. "Мадонна в скалах" На этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94, Лувр; второй вариант - 1487-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень ("сфумато") предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане. "Тайная вечеря" В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись "Тайная вечеря" (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали "Тайную вечерю" одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства. Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. Последующие годы мастер проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507-13; Рим - 1513-16). С 1517 живет во Франции, куда был приглашен королем Франциском I.
"Битва при Ангьяри" Во Флоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-06; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона, а также по недавно обнаруженному эскизу - частное собрание, Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке всадников. В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой "Джоконды", около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке. Поздние картины К поздним
произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио
(1508-12), роспись "Св. Анна с Марией и младенцем Христом"
(ок. 1500-07, Лувр). В последней как бы подводится итог его поискам
в области свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием
прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции;
вместе с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей,
спаянных семейной близостью, представлена на краю пропасти. Последняя
картина Леонардо, "Св. Иоанн Креститель" (около 1515-17, там
же) полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не
как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. |
|||||
|
|||||
"Трактат о живописи" Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. "Трактат о живописи", подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. "Живопись, - пишет Леонардо, - наука и законная дочь природы..., родственница Бога". Изучая природу, совершенный художник-естествоиспытатель тем самым познает "божественный ум", скрытый под внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этим божественно-разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобие верховному Творцу. Поскольку он "имеет сначала в душе, а затем в руках" "все, что существует во вселенной", он тоже есть "некий бог".
Леонардо - ученый Как ученый
и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и
догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки
и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он
был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания.
Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее "раем математических
наук" и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить
коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно
занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты
получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем.
Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим
предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических
печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих
и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после
тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта.
Оптика Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных
тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению
в искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических
законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной.
Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю "точкой
в мироздании". Изучал устройство человеческого глаза, высказав
догадки о природе бинокулярного зрения. Анатомия, ботаника, палеонтология
В анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в
детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации.
Изучая функции органов, рассматривал организм как образец "природной
механики". Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание
уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести
экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную
дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма,
корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников
палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор,
опровергают представления о "всемирном потопе". Явив собою
идеал ренессансного "универсального человека", Леонардо да
Винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко
очертившая диапазон творческих исканий эпохи. |
Copyright
© 2004 abc-people.com Design and conception BeStudio © 2004-2016 |