О технике живописи Леонардо да Винчи
Рефераты, описания, статьи о картинах Леонардо да Винче

В своем известном трактате о живописи Леонардо мало уделяет места технике и отмечает главным образом лишь то, что выходило из общих правил в его время и являлось в этой области как бы открытием или усовершенствованием. Такой, между прочим, является заметка о живописи темперой на холсте. Холст проклеивался в этом случае слабым раствором клея, и на нем выполнялась живопись. Традиционный белый грунт, таким образом, здесь отсутствовал.

В первом периоде своей художественной деятельности Леонардо писал темперой. Свою масляную живопись он выполнял в манере фламандских мастеров и потому всегда писал на белом грунте. Оконченный рисунок Леонардо оттушевывал коричневой прозрачной краской очень черно, причем в светлых местах не оставлял белого грунта, как то видно на неоконченных произведениях его в Ватикане и Флоренции. Небо на неоконченных картинах школы Леонардо подготовлялось тоже прозрачной коричневой краской.

Некоторая чернота, присущая произведениям Леонардо в настоящее время, объясняется сильным просвечиванием темной коричневой тушевки рисунка через тонкие верхние слои красок.

Эрмитажное произведение Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» по характеру своего исполнения очень близка темпере, но при внимательном ознакомлении с фактурой живописи этого произведения и изумительно тонкой моделью тела, которая остается такой же и при исследовании ее в сильное увеличительное стекло, нельзя не придти к заключению, что живопись «Мадонны» выполнена масляными красками. С большой вероятностью можно, однако, предположить, что произведение это начато темперой и только закончено масляными красками (по способу Ван-Эйка), которые в это время в Италии еще были новинкой и потому не проявили в этом произведении всей своей силы.
worldleonard.h1.ru

Вернуться на страницу ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Главное МЕНЮ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
в начало


Леонардо да Винчи – трудно быть гением
Отрывок статьи
М. Дж. Гелба

Леонардо да Винчи оставил после себя огромное творческое наследство. Он преуспел в искусстве, естественных науках, философии и литературе, ремеслах. Особенный интерес представляет вопрос «Как»?
На протяжении своей жизни мудрый Леонардо оставлял записи, изучая которые можно попытаться ответить на этот вопрос. Очевидно, что Леонардо в отличие от многих современников мыслил и действовал по иному.

Леонардо да Винчи был любознательным человеком. Большинство людей основную информацию о жизни получают до пяти лет. За первые пять-семь лет человек обучается языку, моделям поведения в обществе и стереотипам мышления. Дальнейшее обучение в школе, высшем учебном заведении в лучшем случае увеличивает сумму знаний и представлений о мире, добавляет стереотипов. Лишь немногие проходят сквозь сито образовательной системы, сохранив в себе неистребимую любовь к знанию. Таких людей легко узнать, у них горят глаза, они не успокаиваются до тех пор, пока не поймут, как работает та или иная штуковина. Леонардо всерьез интересовали вопросы, которые даже не появляются в голове у «обычных» людей, например, почему небо синее или как летают птицы. Уметь задавать вопросы, не бояться быть смешным, любить знание, ибо замечательным человеком может быть лишь человек, который замечает жизнь вокруг себя и внутри себя. Но мало того, Леонардо да Винчи всегда стремился на опыте проверить свои и чужие умозаключения. Он постоянно подвергал сомнению устоявшиеся мнения, старался не ходить проторенным путем. Так изучая анатомию человека, он собственноручно рассек более тридцати тел трупов, став, по сути, основоположником современной сравнительной анатомии. Сам он писал: «Никому не следует подражать манере какого-нибудь другого художника, поскольку тогда ему следовало бы называться внуком природы, а не ее сыном. Ведь если природные вещи существуют в столь великом изобилии, то скорее хочется и следует идти прямиком к природе, а не к мастерам, которые научились у нее…».

Еще одной отличительной чертой Леонардо являлось сознательное отношение к своему здоровью. Будучи человеком наблюдательным, он замечал, от чего болеют, страдают и умирают люди, поэтому старался поддерживать хорошую физическую форму. Леонардо предпочитал пешеходные прогулки, верховую езду, плавание и фехтование, отличался огромной физической силой, гнул подковы и дверные молотки. Он воспитывал в себе умение использовать одинаково обе половины своего тела, в частности занимаясь живописью, писал обеими руками. Кроме того, Леонардо постоянно совершенствовал органы чувств, особенно зрение, чтобы достичь большей свежести и непосредственности восприятия. К примеру, в «Рукописи о полете птиц» ему удалось зарисовать столь мелкие детали движения перьев и крыльев во время полета, что вплоть до появления замедленной киносъемки наука была не в силах ни подтвердить, ни опровергнуть его наблюдения.

Существует еще одна трудно формализуемая особенность гения Леонардо да Винчи – способность видеть, чувствовать и понимать взаимосвязанность всего сущего, целостное восприятие мироздания и целостное отношение к миру и себе, которое проявилось в его многогранном творчестве.
М. Дж. Гелб, «Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи»
createam.ru


Вернуться на страницу ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Главное МЕНЮ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
в начало

темы|понятия|род занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
вид творчества|события|биографии|портреты|образовательный каталог|поиск в энциклопедии

Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Copyright © 2004 abc-people.com
Design and conception BeStudio © 2004-2016