|
Масло
Семена горчицы, растолченные с льняным маслом.
Сделай масло из семян горчицы. И если хочешь сделать его с меньшим
трудом, смешай вымоченные семена с льняным маслом и помести все
под пресс (torchio).
Знай, что все масла, образующиеся в семенах или плодах, весьма светлые
по своей природе. А желтый цвет, который ты видишь в них, получается
лишь от неуменья удалить его. Огонь, или теплота по своей природе
имеет силу, которая заставляет масло принимать окраску,— удостоверься
в этом на опыте, на примере древесных соков или клеев, близких по
природе к смолам. Они застывают в короткое время, ибо внутри них
тепла больше, чем в масле, и по прошествии долгого времени принимают
определенный желтый цвет, приближающийся к черному. Что касается
масла, то, будучи не таким теплым, оно не производит подобного эффекта;
хотя оно иногда и застывает, тем не менее оно становится более красивым
[и не чернеет].
Изменение
масла, применяемого в живописи, обусловлено не чем иным, как неким
соком, присущим той шелухе, которая прилегает к оболочке, облекающей
орох. Будучи размельчаема вместе с орехами и имея природу почти
такую же, как масло, она смешивается с ним. И это такая тонкая вещь,
что она имеет способность проникать через все краски и выходить
наружу. В этом-то и заключается причина, которая заставляет краски
меняться. И если ты хочешь, чтобы масло было хорошим и не густело,
положи внутрь немного камфары, растопленной на медленном огне, и
хорошенько перемешай ее с маслом,— тогда оно никогда не загустеет.
Орехи,
которые в течение 6 часов вымачиваются в щелоке (ranno) в своей
шелухе, имеют способность окрашивать- его и делать его темным. Поэтому
было бы хорошо, прежде чем они уничтожатся, менять щелок через каждые
6 часов, до тех пор пока он не станет светлым. Затем следует переменить
и вместо щелока налить чистую воду и поступать так же, как ты поступал
с щелоком, до тех пор пока вода не станет светлой. Затем дай постоять
до тех пор, пока они не уничтожатся. В остальном действуй так, как
было сказано выше, и все тебе удастся отлично,— масло получится
тонкое и хорошее.
Орехи
покрыты некоей оболочкой (bucciolina), природа которой родственна
природе зеленой шелухи (mallo); поэтому, если не удалять ее, делая
из орехов масло, эта зеленая шелуха окрашивает его, и когда ты применяешь
его в дело, она отделяете» от масла и проступает на поверхность
картины,—это именно и есть то, что заставляет ее меняться.
Чтобы
получить хорошее масло для живописи:
Одна часть масла, одна часть скипидара простой
и одна часть скипидара двойной очистки.
Устранить
запах масла
Возьми прогорклое, масло, налей 10 кружек в сосуд
и сделай отметку на сосуде, указывающую уровень масла. Затем добавь
кружку уксуса и кипяти до тех пор, пока масло не опустится ниже
сделанной отметки, - тогда ты можешь быть уверен, что масло восстановило
свое прежнее качество, а уксус весь ушел в пар и унес с собой весь
неприятный запах. То же самое, я полагаю, получится с ореховым и
всяким другим маслом, имеющим неприятный запах.
Восстановить
сухие масляные краски
Если
ты хочешь восстановить сухие масляные краски, вымачивай их одну
ночь в мыльном растворе (maestra del sapone) и размешивай их пальцами
в этом растворе. Налей их в стакан и промой водою и таким образом
ты получишь опять краски, которые у тебя высохли.
Но
позаботься о том, чтобы, каждая восстановленная краска имела свой
отдельный стакан, куда ты будешь постепенно подбавлять ее, по мере
ее восстановления, в позаботься, чтобы они оставались мягкими. А
когда, захочешь применить их для темперы, промой их раз пять-шесть
колодезной водой и дай постоять. Если мыльный раствор (maestra)
становится мутным от некоторых красок, профильтруй его.
Лак
Возьми
кипарис, дистиллируй его, достань большой кувшин и налей туда этого
дистиллята с таким количеством воды, чтобы он казался похожим на
амбру. Хорошенько покрой его сверху так, чтобы он не испарялся.
И когда этот дистиллят растворится, добавляй туда еще этого дистиллята,
чтобы раствор был настолько жидким, насколько это тебе нужно. И
знай, что амбра (carabe) - это смола кипариса.
И
поскольку лак есть смола можжевелового дерева, постольку при дистилляции
можжевельника ты сможешь растворять в указанном дистилляте этот
лак так, как сказано выше.
Сделай надрез на можжевеловом дереве и полей это дерево у его подножия;
жидкость смешай с ореховым маслом и получишь превосходный лак, подобный
лаку из амбры. То же самое ты сделаешь с кипарисом и получишь лак,
прекрасный и добротный по своему качеству. Делай его в мае или апреле.
Лак
(vernice della ignia). Меркурий с Юпитером и Венерой-— сделай из
них пасту; при помощи сагомы она должна непрерывно исправляться,
пока Меркурий совершенно не отделится от Юпитера и Венеры.
(Венера — медь, Юпитер — олово, Меркурий — ртуть)
Клей
для кожи
Чтоб сделать
клей, возьми крепкий уксус, в котором раствори рыбий клей, и из
клея этого сделай пасту и им склей кожу и будет годиться.
Подготовлено по материалам книги:
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ИЗБРАННЫЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Редакция, перевод, статья и комментарии В.П.Зубова. Из-во АН СССР,
1955
|
|