abc-people.com - жизнеописания, история, рефераты, статьи, иллюстрации
Сейчас Джоконда плакала бы…
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И.Тютчев (1803-1873)
Почти полтысячелетия Она смотрит каждому в глаза и сдержано улыбается. В улыбке отражается и любовь, и какая то настороженность… Да! Это творение Леонардо да Винчи «Джоконда». Живописец, ваятель, зодчий, певец, музыкант, стихотворец, философ, биолог, анатом, физиолог человека и животных, геолог, теоретик искусств, театральный постановщик, баснописец, математик, инженер, механик-изобретатель, предвестник воздухоплавания, гидротехник, фортификатор, физик, астроном!
Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в селении Анкиано, около города Винчи, у подножия Албанских гор, недалеко от Флоренции. Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи, по совету которого он в возрасте 14 лет отправился во Флоренцию учиться искусству живописи у известного художника Андреа Верроккио. С отрочества до последних дней жизни великого художника интересовали тайны природы. Это была неуемная страсть познать тайны Природы, чтобы властвовать над ней.
Предыстория «Джоконды» такова.
Франческо ди Бартоломео дель Джокондо заказал великому художнику портрет своей третьей жены, 24-летней Моны Лизы. Картина, размером 97х53 см , была закончена в 1503 г. и сразу получила известность. Писал ее великий художник четыре года (он вообще свои произведения творил длительное время). Свидетельством этого может быть использование различных растворителей в период написания. Так, лицо Моны Лизы, в отличие от рук, покрыто сетью трещин. Создавая свой шедевр, художник использовал секрет, известный многим портретистам: вертикальная ось полотна проходит через зрачок левого глаза, что должно вызывать у зрителя чувство возбуждения.
Франческо дель Джокондо по невыясненным причинам не выкупил эту картину, а Леонардо до конца жизни не расставался с ней. Последние годы жизни великий художник по приглашению короля Франции Франциска I провел в Париже. После его смерти 2 мая 1519 года эту картину выкупил сам король.
Смотришь на эту картину, и невольно возникает ощущения покоя, как будто ты отдыхаешь где-то на лоне природы. Воздействие на зрителя «Джоконды» таково, что в ней видится не обыкновенная какая-то женщина, что и вызывает различные предположения. Так, в 1986 году американская художница и исследовательница Лилиан Шварц сопоставила изображение Моны Лизы с автопортретом Леонардо. Использовав перевернутое изображение автопортрета, она с помощью компьютера привела картины к одному масштабу, чтобы расстояние между зрачками стало одинаковым. Считается, что при этом она получила поразительное сходство, хотя, на наш взгляд, она, как минимум, должна была бы воспользоваться услугами парикмахера и пластического хирурга. С этой целью посмотрим на автопортрет Леонардо (см. рисунок)… - комментарии излишни.
До этого самой распространенной была версия о том, что Джоконда – «собирательный образ женщины». Не понятно только у кого и что собирали. Вообще словосочетание – «собирательный образ» – неудобоваримое. Ведь речь не идет даже о так называемом «типичном образе», не об идеале. Кстати, идеалом красоты женского лица является лик несравненной Нефертити, а идеалом красоты женского тела – Венера Милосская, которая при росте 168 см имела объем бюста - 90 см, талии – 60 и бедер 90. Статуя Венеры, между прочим, тоже находится в Лувре, но этажом ниже. Чтобы представить несуразность «собирательного образа женщины», представим «собирательный образ мужчины». Трудно представить, что получилось бы?! При этом следует учесть, что эталоном красоты тела мужчины является Аполлон Бельведерский, рост которого был 164 см.
Нет! Собирательный образ Моны Лизы явно не собирается. На наш взгляд, и эта версия несостоятельна.
В последнее время появилось очень большое количество мнений людей разных профессий: психологов, невропатологов, стоматологов, патологоанатомов и т.д. (видимо, это слабость многих профессионалов). При этом порой кажется, что авторы версий, мягко говоря, «забывают», кто позировал художнику и кто заказывал эту картину.
Чтобы проникнуть в суть, наверное, необходимо окунуться в период, когда Она создавалась.
Эпоха Возрождения… В каких только восторженных тонах ее не описывают: «торжество искусства», «торжество науки», «возрождение античных взглядов после тьмы и мракобесия» и т.д., и т.п. Но все ли так было благополучно в те времена? Эти сомнения породили некоторые события в жизни и творчестве великого флорентийца.
Это было время, когда женщины «распустили жесткий корсет Средневековья» и стали принимать активное участие в жизни общества. Правда, вершин власти достигали в основном куртизанки. Это время, когда художники позволяли себе Лик Богородицы писать с конкретных женщин, чего не было за всю историю христианства. Это время войн и экономического упадка. В это время, как, впрочем, и в другие времена, доминировали три порока: жадность, зависть и трусость. А такое явление как «кватроченто», когда сжигались, уничтожались произведения Античности и свежесозданные произведения Ренессанса: творения Платона, Аристотеля и Овидия, Боккаччо, Петрарки, Боттичелли и … Леонардо да Винчи – просто «отрыжка Средневековья». А ведь это происходило в последние годы XV века! Все это может в какой-то степени объяснить, почему Леонардо свои записи делал справа налево и снизу вверх, скрывая их от алчного постороннего взгляда. Записей и рисунков Леонардо насчитывается около 7000 листов, и все они наполнены энциклопедическими знаниями, охватывающими различные науки: биологию, физику, математику, астрономию, историю, философию. Да и великий врач, астролог и предсказатель Нострадамус (Мишель де Нотр-Дам, 1503-1566), родившийся в год завершения «Джоконды», так зашифровал свои предсказания, что их до сих пор «постоянно расшифровывают». Невольно вспоминаются строки русского поэта XIX в. А.К. Толстого (1817-1875):
Предаваясь чувствам нежным,
Бисер свиньям не мечи –
Вслед за пахарем прилежным
Ходят жадные грачи.
Эпоха Возрождения получила, как известно, свое название благодаря возрождению взглядов ученых Античности. В различных странах она наступала в разное время. Так, на Востоке благодаря великому Абу Али Хусейну ибн Абдаллаху ибн Али ибн Сине (Абу Али Ибн Сина, латинизированное Авиценна, 980-1037), эта эпоха пришла в XI веке. Вот одно из рубаи гения Востока:
Будешь в обществе гордых ученых ослов,
Постарайся ослом притвориться без слов,
Ибо каждого, кто не осел, эти дурни
Обвиняют немедля в подрыве основ.

(перевод Н. Стрижкова)
И в заключение об эпохе Ренессанса рубаи другого гения Востока – Омар Хайяма (Гиясаддун Абуль Фатх ибн Ибрахим Омар Хайям Нишапури, 1048-1123):
Были б добрые в силе, а злые слабы –
Мы б от тяжких раздумий не хмурили лбы!
Если б в мире законом была справедливость –
Не роптали бы мы на превратность судьбы.

(перевод Г. Плисецкого)
А при чем тут Джоконда?
А может в образе Моны Лизы великий художник так же что-то зашифровал? Возможно, именно это и почувствовал Франческо дель Джокондо, не выкупив заказанную им картину.
Эпоха Возрождения характеризовалась и событиями, которые получили название: «великие географические открытия». В основном благодаря им люди ознакомились с невиданными ранее растениями (Леонардо дал описание растительного мира), животными. Люди ощутили себя планетарным явлением. Именно тогда, по мнению И. Забелина, зародилось человечество. Иными словами, во времена Леонардо человечество было в стадии раннего детства.
А теперь давайте еще раз посмотрим на шедевр Леонардо. Сначала обратим внимание на так называемый фон: голубые далекие горы, бурные горные реки, правда, справа и слева части пейзажа не одинаковы: слева (а мы знаем, что находится слева) видны деяния рук человеческих – мост через горную речку. Да и фон- то по высоте почти 2/3 картины. Такой фон, точнее, подобный ему, есть и на более ранней картине Леонардо – «Святая Анна» (хранящейся, кстати, также в Лувре, но только «Джоконде» выделен отдельный зал), но там-то герои картины – Святая Анна, ее дочь Мария и малыш Христос. И здесь, на первый взгляд, - тайна: такой фон для обыкновенной женщины, матери двух детей!?
А теперь переедем из Парижа в Санкт-Петербург, из Лувра – в Эрмитаж, где гений Леонардо представлен двумя картинами: «Мадонна с младенцем» (Мадонна Бенуа) и «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта). Первая была создана художником в 1478 г., а вторая – около 1490, то есть обе предшествовали «Джоконде». Мадонны смотрят на младенца, их лица озаряет улыбка материнства. Такая же улыбка и у Моны Лизы, но кому Она ее дарит? Улыбка на картинах Леонардо также содержит тайну: едва заметное движение губ и глаза вписываются в правильный круг, чего нет на картинах ни Рафаэля, ни Микеланджело, ни Боттичелли – других гениев Ренессанса. Фон у «Мадонн» – всего-то темная стена соответственно с одной и двумя прорезями окон. В этих картинах все ясно: мать с любовью смотрит на свое дитя. Только почему-то когда смотришь, легче как-то дышится и светлеет душа, что бывает, когда соприкасаешься с Высоким Искусством. А в «Джоконде» иной фон.… Да и фон ли это? А сама Мона Лиза: платье, волосы, радужная оболочка глаз – всё цвета почвы Италии, хотя мы видели, как ярко и пестро умеет одевать Мадонн художник (особенно Мадонну Литта). Кого же видел в Моне Лизе гений? На наш взгляд – Природу. И улыбается Она, глядя на свое дитя – зарождающееся человечество – с любовью и с настороженностью, как Мать: что будет, когда оно вырастет. А фон? Фона нет. Это просто неживая природа, или согласно терминам экологии – абиотические условия. Мона Лиза же олицетворяет живую природу, или биотические условия.
Тайны Природы, постоянно мучившие великого Леонардо да Винчи, он воплотил во взгляде Моны Лизы, всепроникающем, направленным как бы из глубины темной пещеры. В подтверждение этого – слова самого Леонардо: «Подчиняясь жадному своему влечению, желая увидеть великое множество разнообразных и странных форм, произведенных искусной природой, блуждая среди темных скал, я подошел ко входу в большую пещеру. На мгновение я остановился перед ней, пораженный… Я наклонился вперед, чтобы разглядеть, что происходит там, в глубине, но великая темнота мешала мне. Так пробыл я некоторое время. Внезапно во мне пробудилось два чувства: страх и желание; страх перед грозной и темной пещерой, желание увидеть, нет ли чего-то чудесного в ее глубине».
Итак, Джоконда – олицетворение Природы! А может, все-таки, просто великолепно написанный портрет женщины? – Рассмотрим другие шедевры портретной живописи. В блеске глаз, в румянце на щеках мы видим характер героя; вглядываясь в лицо, мы пытаемся определить «мысли и чаяния» персонажа картины. А здесь все наоборот. Складывается впечатление, что не мы, а нас изучает Джоконда. Изучает со стоическим спокойствием в глазах: мы ее объекты наблюдения. Именно этот феномен интуитивно привел меня к предлагаемой версии.
Если бы великий художник рисовал сейчас, спустя пять веков, Джоконду, то она, глядя на то, что мы с ней делаем, плакала бы. Человечество, находящееся во времена Леонардо в младенчестве, в настоящее время превратилось «в мощную геологическую силу» (выражение В.И. Вернадского). «Слезы» Джоконды мы видим в наводнениях и селях в «облысевших» Карпатах, в Чернобыльском взрыве, за мгновение до которого, непосредственно под четвертым реактором, был эпицентр микроземлетрясения – Природа как бы указывает на человеческие ошибки. Об этом стоит задуматься всем, на кого смотрит (или в чью душу заглядывает) Джоконда.
Швиндлерман С.П.
- доктор биологических наук, академик Украинской экологической Академии наук 
Вернуться на страницу ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Главное МЕНЮ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
в начало
темы|понятия|род занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
вид творчества|события|биографии|портреты|образовательный каталог|поиск в энциклопедии

Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Copyright © 2004 abc-people.com
Design and conception BeStudio © 2004-2016