abc-people.com - жизнеописания, история, рефераты, статьи, иллюстрации
Леонардо да Винчи и современная литература
Великий Странник
МОНА ЛИЗА И ЛЕОНАРДО
Мона Лиза - Джоконда
 
    Повсюду были видны только краски, разбросанные рисунки, разные чертежи и записи. Леонардо, часто, когда писал картину, мог бросить ее и заняться совершенно другим делом. Мозг постоянно выдавал одну информацию за другой, и он стремился, насколько это ему удавалось записывать все те мысли, которые считал важными. Гений, он часто и не представлял, насколько столетий вперед он опережает свое время. Практически, он и не спал в человеческом понятии. Ему надо было успеть. Успеть завершить все то, что было создано за долгие годы жизни.
    Вот и сегодня он опять сидел и рисовал. Работа продвигалась очень медленно. Что-то очень беспокоило и волновало мастера, а что именно, ему было непонятно. Казалось, что он ждет чего-то очень важного. Это смущение в душе постоянно отвлекало его внимание и нарушало стройный ход мыслей. «Что это сегодня со мной?» - думал художник. Ученики видели, что учитель нервничает и старались держаться от него подальше. Леонардо мог неожиданно вспылить, и, хотя эти приступы гнева быстро проходили, все равно никто не хотел попадаться ему под горячую руку. А ученики, которых у него было трое, боготворили мастера и готовы были за него подняться даже на плаху. День приближался к концу. В мастерской начинало уже темнеть, и все только и ждали, когда мастер встанет и отойдет от холста. Это было сигналом к тому, что можно покинуть мастерскую. Обычно, в конце дня, Леонардо просматривал написанное за день учениками, вносил свои поправки. И все ждали, к кому из них в начале он подойдет. Дальше все было гораздо проще. Можно было понять настрой мастера и сориентироваться, молчать или промолвить несколько слов. Наконец Леонардо встал, положил мольберт и посмотрел по сторонам. «Сегодня я ничего смотреть не буду» - сказал он, обращаясь к ученикам. «Уже темнеет и ничего не будет видно. Все нарисованное сегодня мы, вместе, посмотрим завтра утром». Ученики вздохнули свободно и казалось, что напряжение в мастерской, которое стало почти материально ощущаемым, растворяется, превращаясь в эфир, и покидает стены мастерской. Через пять минут мастерская была пуста. и только один мастер продолжал стоять перед холстом и смотреть на него. Но, было видно, что мысли его заняты не картиной, а чем-то совершенно другим. «Что же со мной происходит?» - тихо сказал мастер. «Видимо старость дает себя знать. Такого трудного дня я еще не помню». Он еще раз оглядел мастерскую, мельком просмотрел работы учеников и направился к себе.
    Он жил в большом доме, однако комнаты были обставлены весьма скромно, и повсюду лежали книги. Сам Леонардо очень любил жизнь. Всегда радушно принимал гостей и сам любил ходить в гости. «Как быстро течет время» - произнес мастер, как бы говоря с самим с собой. Вскоре вошла служанка Мадлен, и принесла ужин. Но, и есть почему-то ему не хотелось. Что-то продолжало тревожить художника. Что-то такое, что напомнило ему его молодые годы, когда он поздно вечером шел к очередной прекрасной даме на первое свидание. Именно это, давно забытое чувство, и настораживало мастера. «Так что же со мной происходит?» - в очередной раз, тихо проговорил он. Служанка посмотрела на него, но поняла ,что эти слова относились не к ней. За многие годы, что она работала у художника, Мадлен уже привыкла к тому, что Леонардо, часто, сам с собой начинал что-то обсуждать. В начале ей казалось это очень странным, и даже немного смешным. Подчас казалось, что в комнате есть невидимый собеседник, с которым художник ведет беседу, спорит и даже иногда сердится. Но, с годами она к этому привыкла и, как и ученики, боготворила Леонардо. И он всегда был с ней ласков и добр, бывало шутил и рассказывал ей о днях своей молодости. Но сегодня мастер был необщителен. Порой с его губ слетали лишь короткие реплики, и ничего нельзя было понять, что же так тревожит его там, внутри. Какие мысли проходят у него в голове.
   «Мастер, к Вам приходила одна дама» - сказала служанка. «Но, я зная что Вы не любите, когда Вас тревожат за работой, сказала ей, что бы она пришла завтра утром». «Дама,?» - громко воскликнул Леонардо. «Какая дама? Опиши мне ее». «Красивая женщина, но немного печальная. Она не сказала своего имени, но обещала завтра обязательно прийти». «Как ты могла мне не сказать сразу об этом, что она приходила?» еще более повышая голос продолжил Леонардо. «Дама... Кто тебе дал это право решать вместо меня принимать мне ее или нет». «Но, мастер...» - возразила служанка. «Вон отсюда!» - закричал Леонардо. «Вон!». Служанка, разрыдавшись, выбежала из комнаты. Он еще долго продолжал громко говорить. Но, постепенно чувство раздражения начало покидать его. «Что же это со мной сегодня творится? « -почти громко сказал мастер. «Ведь Мадлен ни в чем здесь не виновата. Я сам ей неоднократно говорил, что не люблю, когда меня отрывают от работы. Дама... Видимо одна из этих герцогинь или графинь, которой срочно необходим ее портрет. Они все считают, что мир без их портретов ни как не обойдется. Что они понимают... Мир так сложен, так велик. Всевышний Творец нам приоткрывает только его маленькую частичку и то понимаешь, что она непостижима, совершенна. А эти звезды на небе... Их там миллионы. Что на них? А они со своими портретами....» Он позвонил в колокольчик. Служанка вскоре появилась и было видно, что она очень расстроена. Слезы еще капали с ее глаз. «Прости меня» - сказал Леонардо. «Ты все сделала правильно». Радостная улыбка заиграла на губах служанки. Она готова было обнять и расцеловать этого убеленного сединами старца. Для нее Леонардо был выше бога. Если есть на земле божество, то им и был для нее мастер. «Опиши мне, какая она была». Служанка начала подробно описывать внешность дамы, в чем та была одета и как держалась. И, чем больше она говорила, тем большее смятение поднималось в груди Леонардо. «Она!.. Конечно же это она!», воскликнул он. «Вы ее знаете мастер?» - спросила служанка. «Конечно знаю» - ответил Леонардо. «А, впрочем, не знаю, но я ее видел. Видел сегодня во сне». И тут он вспомнил, понял, что же его весь день тревожило. Именно женщина. Ему сегодня снилась женщина, необычайной красоты и она только улыбалась ему. И, сейчас, слушая описание служанки, мастер понимал, что именно это, увиденная им во сне женщина и приходила днем. «Иди и отдыхай» - сказал он, обращаясь к служанке. «Ты мне сегодня больше не понадобишься. И, еще раз прости меня, что незаслуженно тебя обидел». «А Вы не будете спать?» - удивленно спросила служанка. «Нет» - ответил Леонардо. «Я почитаю, еще немного, поработаю, так и пройдет ночь. Я с нетерпением жду встречи с этой женщиной. Кроме того, я старый человек. A в старости сон и не так важен. Мне еще многое надо успеть, а Морфей у нас и так отнимает большую часть нашей жизни. Если бы человек не спал, то сколько бы еще полезного было бы в мире создано. Но, видимо Господом так и предусмотрено, что в молодости люди спят больше, так как впереди еще много лет жизни, а, чем старее становится человек, тем меньше он спит. Старикам надо успеть завершить все то, что не успели сделать в молодости. Молодость... Какая это прекрасная пора. Я рассказывал тебе Мадлен, как пировали и любили мы в молодости. Какие это были прекрасные годы, и как незаметно подкралась старость. А теперь иди, и не задерживайся. Только, напоследок, принеси мне бокал холодного вина». Служанка вышла, и Леонардо остался один. «Странно все это» - продолжал говорить он сам с собой. «Неужели я ее видел во сне? А может это просто моя фантазия и мне просто кажется, что она мне снилась? Нет, конечно же нет. Я ведь так четко помню черты ее лица, что мог бы хоть сейчас начать ее рисовать». Он взял лист бумаги и начал делать наброски углем. Вскоре на бумаге начал вырисовываться портрет молодой женщины. Такого вдохновения мастер давно не испытывал. Казалось, что он стал совсем молодым и это не старый Леонардо, перед которым преклоняются все художники, а молодой, только начинающий писать художник. Он то быстро водил углем по бумаге, то надолго останавливался и вглядывался в, нарисованное, лицо.
    Рассвет так и застал его, а он все продолжал и продолжал делать наброски. Все вокруг было покрыто эскизами, с которых смотрела одна и та же женщина и, лишь внимательно приглядевшись, можно было заметить, что на одном рисунке ее голова чуть наклонена, на другом немного - изменена прическа, на третьем- более грустные глаза. Когда служанка, утром, вошла к Леонардо, то он, не отрываясь, все еще продолжал рисовать.»Вот она,вот!». И Мадлен показала на рисунки. «Вы ее видели мастер? Она приходила?». «Нет» - ответил Леонардо. «Я вчера сказал тебе, что она мне приснилась во сне. Так говоришь дама ,что вчера приходила, похожа на эту?» - указывая на рисунки спросил он. «Не похожа, а это она и есть мастер. И, не знай я ,что Вы ее не видели, то я бы не поверила, что она Вам приснилась». «Сны, это великая загадка Мадлен», продолжал Леонардо. «Подчас, именно в снах, мы видим все то, что сокрыто днем. И, не будь снов, то многое, что я создал не существовало бы. И сны это единственное, в чем есть польза от того, что человек спит. В них часто приходит откровение на интересующие нас вопросы». Cлужанка слушала мастера и продолжала накрывать стол. Вскоре Леонардо отложил последний эскиз и начал есть. Странно, но он только сейчас почувствовал, что очень голоден, но, меж тем не чувствовалось, что ночь прошла без сна. Казалось ,что наоборот, он отлично выспался и такого прилива энергии в нем давно не было. Даже по губам иногда проходила улыбка, что было большой редкостью. В молодости он был очень веселым и жизнерадостным и, теперь, было ощущение, что эти дни вновь вернулись к нему. Леонардо просто не терпелось поскорее увидеть вчерашнюю посетительницу, что бы воочию убедиться в том, что нарисованная им женщина, это не его выдумка, не фантазия его разума, а реальная женщина. Особенно мастеру хотелось увидеть ее глаза. Именно глаза, так как во всех эскизах именно взгляд его смущал. Он не мог передать того, что он видел во сне, и это его очень раздражало. Леонардо казалось, что сейчас каждая минута течет медленнее часа. Вскоре и в мастерской раздался шум шагов. Было понятно, что ученики уже начали собираться и ждут прихода мастера. Каждое утро он им в общих чертах, говорил, чего он от них ждет, а остальное было дело самих учеников, насколько они смогли понять, что хотел сказать и чего от них требовал мастер. И он, в основном, бывал доволен их работами. Он видел, что с каждым днем их мастерство растет и это его несказанно радовало. Пройдет еще немного времени и они начнут расписывать новые церкви и люди, смотря на их работу скажут: «Это писал ученик Великого Леонардо».
Он уже начинал сильно нервничать. Ведь возможно дама и не придет. Передумала или может что-то там еще могло случиться. Прожив долгую жизнь, Леонардо отлично знал, как изменчивы в своих поступках и решениях женщины, как трудно с ними. Но, именно женщины и вдохновляли его во все годы его жизни. Так, в ожидании, прошел еще час. Шум в мастерской давно стих. Видимо ученики сидели, ждали его прихода и тихо перешептывались. Ни один из них не рискнул бы потревожить мастера.
    Так прошел еще один час. «Видимо она не придет» - раздраженно, вслух сказал Леонардо. «Пора заниматься делами, а не то так весь день и пройдет в напрасном ожидании». Он встал и направился в мастерскую. Ученики, при виде его, вскочили с мест и начали внимательно вглядываться в лицо учителя. Было видно, что настроение у мастера еще хуже чем было вчера. Леонардо подошел к каждому из них, посмотрел на рисунки, пробормотал что-то невнятное и направился к своему месту. Обычно он очень подробно рассматривал работы учеников, старался, что бы они поняли, в чем их недоработки. Бывало, что очень хвалил, если им удавалось выразить внутренний мир человека, его душу. А сегодня, и это было впервые, что мастер к их работам проявил полное равнодушие. Он даже не сказал им, чем продолжать заниматься, и каждый на свой страх и риск нашел себе занятие. В мастерской царила мертвая тишина. Ученики молча занимались своими делами и, исподлобья, наблюдали за мастером и обменивались между собой жестами. Каждый боялся нарушить тишину. А Леонардо сидел напротив холста и о чем-то напряженно думал. Было видно, что в голове у него одна мысль перебивает другую, и мышцы лица подергивались, передавая это напряжение.
Дверь, вдруг, резко открылась, и на пороге мастерской появилась служанка. Ученики ее в мастерской видели впервые, так как знали, что беспокоить мастера, когда он пишет картину, не разрешается никому. «Она пришла» - сказала служанка – «и ждет Вас мастер». Казалось, что Леонардо и не слышит сказанных слов, настолько он был погружен в свои мысли. Все молча смотрели на него. «Она ждет Вас мастер» - повторила служанка. «Я это уже слышал» - резко ответил Леонардо. Однако, он продолжал сидеть и не двигаться. Внутри него появился страх, что женщина, которую он видел во сне и та, которая его ждет в доме, это две совершенно разные женщины. Он боялся разочароваться и потерять то чувство, которым была наполнена его душа. Леонардо просто страшился встречи. «Может мне сказать ей что Вы заняты мастер?» - после затянувшейся на минуты паузы, продолжила служанка. «Я сейчас приду? Мадлен» - чуть слышно сказал Леонардо. «Пусть она меня подождет». Вздох облегчения раздался в мастерской. Это и служанка и ученики непроизвольно глубоко вздохнули, так как никто не знал, чем закончится все это.
    Леонардо медленно встал и направился к дверям. Каждый шаг теперь ему давался с огромным трудом. Сердце буквально трепетало в груди и, казалось, что оно сейчас разорвется на тысячи кусков. «Это она или я сейчас увижу другу женщину?» - только и проносилось в голове Леонардо. «Кто она? Что ей от меня нужно?». С этими мыслями он и вошел в комнату. Женщина сидела в пол оборота. и ее лица не было видно. Заслышав шаги мастера она повернулась. Это была она!!!! Да, несомненно она, именно та самая женщина, которую он видел во сне. Но, ту, что он видел во сне и женщина, которая сидела напротив него, были схожи только внешне. Глаза, именно глаза их и отличали. Ту ,которую он видел во сне, имела какой-то нечеловеческий, демонический, потусторонний взгляд. Во сне глаза женщины сияли и горели непонятным для Леонардо огнем. А эта женщина смотрела на него взглядом, излучающим саму ласку и доброту. Пораженный этим Леонардо на какой-то миг замер. Он пристальным взглядом рассматривал сидевшую.
    Женщина себя неловко почувствовала, сильно засмущалась и привстала. «Садитесь, садитесь!» - воскликнул Леонардо. Женщина от этого возгласа еще больше смутилась. Вы простите меня» - продолжал художник. «Видимо мой взгляд так Вас смутил. Не обращайте на это внимания. Нам, художникам, необходимо понять, что скрывается за внешностью человека, постараться проникнуть в его душу .Иначе просто не сможем написать портрет. А я, так понимаю, именно это и привело Вас ко мне. «Женщина немного успокоилась, и легкая улыбка заиграла на ее губах. «Да, мастер, Вы не ошиблись. Именно это я хотела попросить Вас. Я бы желала заказать именно Вам мой портрет». «Я с удовольствием возьмусь за эту работу» продолжал Леонардо. «Вы сами не представляете, как я Вас ждал. Я даже начал сегодня ночью делать наброски». «Как ночью?!» - удивленно воскликнула женщина. «Ведь Вы же меня не видели, мастер». Леонардо подошел, достал один из рисунков и протянул его даме. «Посмотрите и убедитесь сами, что я говорю Вам правду. «Женщина взяла рисунок, посмотрела и тихо прошептала. «Но, это невероятно...Как Вы могли все это нарисовать не видя меня? Я, просто, своим глазам не верю». Леонардо протягивал ей рисунок за рисунком. Женщина смотрела, и ,чем больше вглядывалась в них, тем больше бледнела. «Мастер, в это просто невозможно поверить, но это реальность. Я не знаю, как Вы все это рисовали, может Вы вчера все же видели меня?». «Я не видел Вас, ответил Леонардо, но Вы мне приснились?». «Я приснилась Вам?!» - почти вскрикнула женщина. «Да, именно, приснились, и я все то, что Вы видите, это нарисованные воспоминая из сна. Все то, что я запомнил». «Это невероятно» - прошептала женщина. «Когда Вы сможете начать писать мой портрет?» «Прямо сейчас!» - воскликнул Леонардо.»Не откладывая ни минуты».На какой-то миг женщина задумалась. Было видно, что она о чем-то рассуждает в уме, потом улыбнулась и сказала: «Хорошо. Сейчас и начнем».
    Она сидела перед Леонардо, а он писал и писал ее портрет. Мастер почти и не смотрел на даму. Все ее черты лежали в его памяти. Она могла и не сидеть. Леонардо смог бы написать портрет и без ее присутствия. Главное, он увидел выражение глаз, душу человека, а остальное память его цепко хранила из сна. Но от дамы исходила какая-то энергия, которая до краев наполняла мастера. Он не мог понять, что это именно, но такого вдохновения он еще никогда не испытывал. Работа продвигалась необычайно легко быстро. Леонардо понимал, что портрет будет завершен через три-четыре дня. Но, он, сам про себя, решил, что насколько ему это удастся, он продлит присутствие дамы в мастерской. Ученики смотрели на мастера и чуть слышно перешептывались. Кисть буквально летала по холсту, а Леонардо не чувствовал и не слышал ничего вокруг себя. Он был в другом, только ему одному известном мире. Перед ним стояли только глаза этой женщины, которую он, увидев во сне, теперь видел наяву. Мастер даже не замечал, что уже начинает темнеть, что женщина как-то забеспокоилась, а ученики, полностью прервав свою работу смотрят только за движениями его рук. И, когда стало совсем темно уже почти ничего не видно, Леонардо, вдруг, резко бросил кисть и громко сказал. «Вот, теперь можно считать, что основная часть работы сделаны». Женщина встала и захотела подойти и посмотреть на холст. «Нет» - загородив его, сказал Леонардо. «Его Вы все увидите только тогда, когда работа будет полностью завершена». Дама как-то смутилась, румянец проступил на ее щеках, но ничего не ответила. «Я приду завтра в тоже время, как и сегодня» - сказала она Леонардо. « Простите, мы даже не познакомились» - ответил мастер. «Как Вас зовут? Чей портрет я имею честь рисовать?». «Разве это столь важно» -ответила дама. «Вы же меня видели во сне. Вероятно имя ничего не изменит. Главное, что я необычайно счастлива, что Вы согласились писать мой портрет. А о цене мы договоримся, вернее Вы получите все, что попросите». «Я не возьму платы за эту работу» - ответил Леонардо. «За то, что нам дается свыше платы не берут. Видимо Господу Богу было угодно, то бы Ваш портрет был написан именно мною». Дама смутилась от этих слов, и, несмотря на то, что в мастерской было почти темно, стало заметно, что ее губы тронула улыбка. Быстро распрощавшись с художником, она покинула мастерскую. Ученики стояли и не знали, что им дальше делать. Леонардо еще несколько минут смотрел на портрет, потом закрыл его куском материи и повернулся к ученикам. «Пока я не закончу этот портрет, я не смогу заниматься вами. Так что будет лучше, если вы немного отдохнете. Иногда художникам нужен отдых. Побродите по природе, посмотрите, как прекрасен мир. Сколько бы мы не пытались его изобразить на картинах, реальный мир значительно красивее, ибо он творение самого Господа Бога. А с ним никто и никогда не сможет сравниться». Чувствовалось, что ученики и довольны предоставленной свободой и расстроены. Им так хотелось быть в мастерской и смотреть, как творит великий мастер. Но, слово учителя было для них законом и они, немного расстроенные и раздосадованные, быстро покинули мастерскую. Вскоре и Леонардо вернулся в дом. Мадлен уже, накрыв стол, давно дожидалась его. Не проронив ни слова, Леонардо сел и начал есть. Потом он долго молчал, и не замечал, что служанка стоит и ждет его дальнейших приказаний. Мысли мастера унесли куда-то, в иной ,только ему ведомый мир. Скулы его непрерывно подергивались и вены на висках резко набухли. Затем, вздрогнув, он как бы вернулся из этого путешествия по другим мирам, улыбнулся и сказал. «Иди отдыхай Мадлен. У нас, пока я не закончу писать портрет этой дамы будут немного трудные и напряженные дни». «Не беспокойтесь мастер» - сказала служанка. «Главное, что бы Вам было удобно и спокойно, а я готова для этого вообще не спать. Вы только скажите, мне как Вас больше устраивает». «Сейчас меня устраивает побыть одному» - ответил, улыбаясь, Леонардо. «Так что можешь идти отдыхать. Я тебя сегодня больше не потревожу». «Нет» - ответила Мадлен. «Я еще не скоро лягу и буду на кухне. Так что если Вам что-то понадобится, то позвоните». «Хорошо, хорошо, ответил мастер. Я это учту». Мадлен вышла и Леонардо остался один. «Кто же она?» - думал он. «Что это за женщина, которая может так явственно приснится? И, почему во сне у нее был такой взгляд?». Он взял свечу и еще раз пошел в мастерскую. Откинув материю, закрывавшую портрет, он поднес свечу и долго смотрел на картину. В один момент у него было чувство, что он не один. Что еще кто-то, невидимый ему, стоит рядом с ним и любуется портретом. Он даже вздрогнул от этого ощущения. Художник даже повернул свечу, в ту сторону ,где ему казалось кто-то стоит, но там ничего не было. «Что это со мной?»- в сотый раз за эти два дня тихо сказал Леонардо. Мне уже всякие видения кажутся. Лучше пойти и лечь спать». Усталость давала себя знать. Закрыв материей портрет, он вышел из мастерской и потушил свечу. Затем прошел в спальню, разделся и лег. Сон мгновенно охватил его. Ему опять снилась эта женщина. Она о чем-то говорила ему, улыбалась, но что она говорила он не понимал. И опять ее глаза излучали какой-то странный свет.
    Он проснулся, когда было еще почти темно. Слабый рассвет только еще только начинал освещать спальню. И, первой мыслью у него была та, что надо немедленно пойти и посмотреть на портрет. Быстро одевшись, он прошел в мастерскую. Как только он открыл дверь, то ему сразу же бросилось в глаза, что материя с портрета была снята и лежала на полу. И еще одно обстоятельство не осталось им незамеченным. В портрете произошли какие-то изменения. Что-то неуловимое, но им замеченное произошло с портретом. Он поднес свечу и начал внимательно вглядываться. «Видимо мне кажется» - сказал он. «Но, кто снял материю, кто мог быть здесь ночью?». Мадлен исключалась, так как Леонардо знал, что она никогда не осмелится войти в мастерскую без его разрешения. Кроме того мастер, за долгие годы общения со служанкой, понял, что живопись ее не интересует и она в ней не разбирается. «Может ученики?» - но, дверь была заперта изнутри. «Видимо материя сама упала» - думал Леонардо, но, меж тем понимал, что этим он хочет обмануть самого себя. Если бы материя случайно соскользнула и упала, то она лежала бы прямо под портретом. А тут она лежала на полу, сбоку. «Нет. Она именно упала, тут не может быть другого мнения» - сказал он вслух и вышел. Но, мысль о том, что кто-то пытался рассмотреть портрет все равно не давала ему покоя. «Кто же это мог быть?» - думал он. Но, никакого логического ответа на этот вопрос Леонардо так и не находил. С этими мыслями он и сидел, когда приехала дама.
    Потом она опять сидела перед ним, а он опять ничего не замечая, не чувствуя ни времени ни пространства, писал и писал. Сегодня он еще меньше смотрел на женщину, а она молчала и ничего не говорила. И опять он ощущал этот огромный прилив энергии, опять чувствовал себя необычайно молодым, тем самым Леонардо, который любил выпить ,петь песни, радоваться и смеяться. Тем Леонардо, которого все очень любили за его веселый нрав и необычайную остроту ума. Тогда он еще не был Великим Леонардо. Так прошел весь день. И опять только сумерки прервали его работу. «Как жаль, что день так быстро кончился» - подумал он. Ему не хотелось прерывать работу, но надо было подумать и о даме. Она просидела без движения уже несколько часов. Вскоре они попрощались и дама опять поспешно покинула мастерскую. А он еще часа два сидел и, при свете свечи, смотрел и смотрел на портрет. Работа была почти закончена. Обычно такие портреты он писал не мене десяти дней, а тут все продвигалась семимильными шагами. Каждый мазок ложился именно туда, куда ему и следовало лечь. Он смотрел и сам не верил, что это было написано им за два дня. «Просто невероятно» - думал он. «Завтра я завершу работу. Придется сказать ,как это не печально, что портрет готов». Ему очень хотелось, что бы эта загадочная женщина еще задержалась здесь.»Но, под каким предлогом? Не будет же он просто махать кистью по воздуху, так как любое лишнее движение, любой лишний штрих лишь могут испортить портрет». Он опять накрыл работу материей, внимательно осмотрел, крепко ли она держится, не может ли упасть и вышел из мастерской.
    Во время ужина, он по-прежнему только лишь думал о картине. Ему хотелось постоянно на нее смотреть. Такого он еще не помнил. Им были написаны десятки картин. Потом он их видел в других домах, видел в Ватикане, но это были просто картины написанные им, Леонардо и ничего более. Он знал, что с его картинами не может сравниться ничто. Даже великолепные творения Микеланджело им уступали. А этот портрет, как бы, стоял стороной от всего написанного им. Что-то в нем было таинственное, какая-то магия исходила от него, необычная энергия, позволяющая молодеть душой и телом. Закончив ужинать, он взял свечу и опять направился в мастерскую. Портрет по-прежнему был закрыт материей, но ему показалось, что ее кто-то все же трогал. «Видимо у меня начинаются галлюцинации» - подумал мастер. «Ведь все так же, как я оставлял». Он сдернул ткань и опять долго смотрел на картину. На него смотрела красивая женщина. Необычайно красивая. Губы ее были немного приспущены, и казалось, что какая-то грусть на ее лице. Полюбовавшись еще раз, Леонардо закрыл портрет и пошел к себе. Он еще долго сидел и читал, потом опять пошел в мастерскую, и опять же долго смотрел на женщину. Затем он лег спать и проснулся, как и вчера, на рассвете. Быстро одевшись, он схватив свечу и, чуть ли не бегом, направился в мастерскую. Он уже твердо знал, что он там увидит.
    Опять ткань валялась на полу, а с портретом произошли опять незаметные изменения. Губы...Именно губы. Еще вчера они были приспущены, и на лице у женщины была грусть, а сегодня на лице играла какая-то неуловимая, непонятно что желающая передать улыбка. Казалось, что женщина улыбается именно ему, самому Леонардо, и дарит эту ангельскую улыбку за то, что написанное им понравилось. Он стоял ,смотрел и не верил своим глазам. Но, это была именно улыбка. Сомнений не могло быть. «Кого же я рисовал?» - думал Леонардо. «Кто эта женщина?». И опять у него было чувство, что рядом с ним находится кто-то. На этот раз у него не было сомнений. Он опять ощущал этот огромный прилив энергии. Схватив кисть, мастер начал рисовать. Сколько он рисовал, он даже и не понял. Но,вот последний штрих и портрет готов. Он полностью завершен. «А где же женщина? Почему она до сих пор не пришла? Ведь уже все утро прошло и день близится к полудню. Может она заболела? Все же кто она?». И тут он опять почувствовал, что рядом с ним кто-то стоит. И этот кто-то улыбается. Да. Хотя он и не видел ничего, но точно знал, что на губах этого невидимого создания играет улыбка. Та самая улыбка, которую он видит на портрете. «Не может этого быть» - проносилось у него в голове. «Это просто невероятно. Неужели я рисовал не женщину?... Теперь мне понятно, чей взгляд я видел во сне, и почему так сияли глаза. Господи! Я не заслужил твоей такой милости. Благодарю тебя, что ты меня так одарил на склоне лет». И слезы катились по щекам Великого Леонардо.

© Copyright: Великий Странник, 2004

 
в начало

Вернуться на  стартовую страницу, посвященную Леонардо да Винчи

Главное МЕНЮ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
темы|понятия|род занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
вид творчества|события|биографии|портреты|образовательный каталог|поиск в энциклопедии

Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Copyright © 2004-05 abc-people.com
Design and conception © 2004-06