Леонардо
да Винчи картины |
|
|||||||||
Картины
Леонардо да Винчи в ЭРМИТАЖЕ |
|||||||||
В 214-м зале Эрмитажа выставлены две небольшие картины.
Это произведения Леонардо да Винчи (1452—1519). Трудно переоценить значение
этого многогранного деятеля, всеобъемлющего гения эпохи Возрождения -
художника, мыслителя, ученого, изобретателя. В лице Леонардо да Винчи
воплотились самые смелые и самые заветные стремления его современников,
людей Возрождения - эпохи величайшего прогрессивного переворота. Настойчиво
и неутомимо стремится Леонардо изучить и безошибочно понять реальный,
земной мир - прекрасный мир, окружающий человека; постигнуть закономерность
в жизни природы, уловить оттенки света и цвета предметов и воздуха; усвоить
механику движения и существования человеческого тела - прекраснейшего
создания природы; наконец, заглянуть в душу, во внутренний мир человека
и понять этот внутренний мир в неразрывной связи с материальной жизнью,
подметить жесты и взгляды, раскрывающие душевные движения человека.
Молодой Леонардо да Винчи прежде всего
ломает эту преграду. Он избирает для своей мадонны простое, не блещущее
красотой лицо, подчеркнуто юное, весело смеющееся; твердо лепит фигуру,
четко вырисовывающуюся на фоне полумрака комнаты, и заставляет складки
одежды обрисовать строение тела. Вместе с тем, освобождаясь от обычной
застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком»
характер жанровой сцены. Юная мать протягивает ребенку цветочек, он озабоченно
тянется к нему ручками, но не может сразу схватить, и она смеется над
его неловкими движениями, в то же время восхищаясь прелестью своего сына.
Добиваясь впечатления жизненной реальности, Леонардо тщательно разрабатывает
передачу рельефа, объемности фигур. Он отмечает множество градаций освещения:
полутень, глубокую, но прозрачную тень, а там, где пелена тени сгущается
более всего — на щечке, на руке ребенка,— он прерывает ее легкой полосой
рефлекса, отсвета. Свет играет также на шелковом отвороте плаща, на брошке,
украшающей платье матери; в пролете окна прозрачное небо создает впечатление
беспредельной дали.
Мать кормит ребенка грудью, устремив на
него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной
энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож
на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется
им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств.
Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств
и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как
добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого
этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом
изображения. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только
один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися,
только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и
в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся
взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил
и умел вызывать. |
|||||||||
Мадонна Бенуа и Мадонна Литта |
|||||||||
Copyright
© 2004 abc-people.com Design and conception BeStudio © 2004-2016 |