Творчество
Леонардо да Винчи |
||||
Энциклопедический
словарь юного художника: О творчестве Леонардо Да Винчи |
||||
|
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
(1452 - 1519)
Об эпохе Возрождения Ф. Энгельс писал, что она «нуждалась в титанах и… породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». Среди них Энгельс называет и Леонардо да Винчи. Он был «не только великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики».
Леонардо стал подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения. Выдающийся живописец, скульптор, архитектор и теоретик искусства, он непоколебимо верил в силу и мощь человеческого разума, и искусство для него было средством познания тайн природы и законов красоты. Вся его художественная деятельность неразрывно связана с научными изысканиями. В своей книге «Трактат о живописи» он заложил целую программу реалистического искусства, развитую мастерами последующих столетий.
Самым совершенным творением природы Леонардо считал человека. Его идеал – гармонически развитая личность живущая земными интересами и далекая от аскетизма средневековья. Многие картины Леонардо созданы на религиозные сюжеты но трактовались эти сюжеты по-новому. В полных жизни и света творениях великого мастера угадываются земные реальные люди их сложный духовный мир и переживания.
Уже в своих ранних произведениях, таких как «Мадонна Бенуа» (ок. 1478) и «Мадонна Литта» (конец 1470-х – начало 1490-х гг., обе в ГЭ), в образе мадонны с младенцем он прославляет земную женщину мать, земные человеческие чувства. Те же черты он развивает в картине «Мадонна в скалах» (1483-1494, Лувр Париж), а в монументальной фреске «Тайная вечеря» (1495-1497, монастырь Санта Мария делле Грацие в Милане) трактует мифическую сцену последней трапезы Христа с учениками как потрясающую по своей убедительности и силе человеческую трагедию, когда верные своему учителю люди узнают, что среди них находится предатель. Он глубоко раскрывает целую гамму человеческих чувств и переживаний и в то же время очень цельно гармонично уравновешенно строит всю композицию. Здесь Леонардо выступает новатором и в области синтеза живописи и архитектуры. Даже сейчас, в полуразрушенном со стоянии, это произведение оставляет неизгладимое впечатление.
Одно из самых прославленных произведений Леонардо – портрет Моны Лизы («Джоконда», ок. 1503, Лувр, Париж). Необычайная глубина и значительность образа, его одухотворенность сделали этот портрет своеобразным символом эпохи Возрождения.
Леонардо был великолепным рисовальщиком. В своих рисунках он стремился постичь закономерности изображаемого явления. Здесь и многочисленные зарисовки и проекты машин и неведомых аппаратов, и деревья, и цветы, и отдельные ветки, и текущая или стоячая вода, тучи и облака. В рисунках наиболее полно проявилась разносторонность интересов и дарований Леонардо.
Искусство, научные и теоретические исследования Леонардо да Винчи, сама его разносторонняя личность оказали огромное воздействие на все развитие европейской культуры.
Энциклопедический словарь юного художника под ред. Н.И.Платонова, М,: Педагогика, 1983.
|
Copyright
© 2004 abc-people.com Design and conception BeStudio © 2004-2016 |