|
Картина
претерпела существенные вмешательства других художников. Пейзаж
за окном не сохранился.
Приведу мнение Е.Кустодиевой. Хотя она и не вникает в суть произведений,
мне описания картин Кустодиевой кажутся наиболее полными и добросовестными.
«Еще
никогда религиозный сюжет не превращался в такой мере в жанровую
сцену. Юная флорентийка, милая и обаятельная, одетая по моде последней
четверти XV века, посадила к себе на колени сына. Забавляя его,
она отделила от скромного букетика цветок и протянула ребенку. Младенец
схватил одной рукой руку матери, а второй старается взять новый
для него предмет. Мать беззаботно смеется (скорее, тихо улыбается),
наблюдая за еще неуверенными движениями мальчика. Цветок, вокруг
которого сплетаются руки, служит смысловым и математическим центром
композиции… Проблемы, волновавшие мастеров на всем протяжении XV
века, нашли свое разрешение в этом небольшом по размеру произведении
Леонардо. Безошибочная передача тел в движении, умение связать фигуры
так, чтобы группа воспринималась как нечто единое и внешне и по
настроению, тончайшие градации светотени, благодаря которым формы
становятся осязательно объемными, передача особенностей разных предметов
– волос, тканей, драгоценностей, убедительность настроения – все
это говорит о том, что «Мадонна Бенуа» подводит итог длительному
пути итальянской живописи».
Не
отмечен цвет платья: зеленое с коричневым. Думаю, что коричневый
был когда-то красным. Не указан крестик в руке младенца. Не замечено
окно. Теперь все эти элементы необходимо объединить одной мыслью.
А чтобы перейти к замыслу художника, надо ответить на вопросы: почему
цветок? А ведь как отмечает Кустодиева, он центр картины.
Я не
планировал ранее рассмотрения этой картины, – она мне казалась излишне
простой. Но здесь оказались интересные моменты, которые позволяют
услышать живой голос художника, жившего 500 лет тому назад.
Мать
– совсем юная, по существу, 10-тилетняя девочка. Младенец держит
в руке крестик – свою судьбу. Значит, судьба его не предопределяется
свыше, а с младенчества делается им самим. Что тут делает цветок?
Он расположен прямо перед носом младенца и сопоставляется с ним:
он сам подобен цветку. Но цветок с букета, который она держит в
левой руке: он цветок с ее букета.
Затем
он вырастет, станет растением – поэтому-то за его спиной букетик,
как его будущее. И он будет способен дать новый цветок, как его
мать (скорее всего, имеется в виду цветок духовный). Букет держит
рука матери, потому что она и есть растение, давшее цветок. Что
на картине делает венецианское окно, данное вровень с головой матери?
Окно и небо (кусочек его) за ним, есть разум человека, его высокий
дух. Окно расположено на некотором расстоянии над головой младенца:
ему еще предстоит подняться из растительного, чисто телесного состояния,
до духовного, в небо.
Стены
комнаты темные, коричневого, земельного цвета. На свету светло-коричневые
голова Марии и тельце младенца – живых порождений земли.
Смущает
молодость Марии: бедро женское, но лицо совершенно детское. Может
быть, имеется в виду детская безгрешность ее, безгрешность непорочного
зачатия. Ореолы над головами выглядят формальными атрибутами.
© 2002-2003
С.М.Сандомирский
|
|