|
||||
|
||||
Леонардо да Винчи - Мадонна Литта |
||||
Леонардо
да Винчи |
||||
«Мадонна
Литта» — закончена несколькими годами позже "Мадонны Бенуа".
На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину
в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся
в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные
эксперименты). Но основной смысл, идейное содержание произведения то же,
что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам
людей пронизывает все произведение. Мать кормит ребенка грудью, устремив
на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной
энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож
на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется
им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств.
Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств
и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как
добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого
этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом
изображения. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только
один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися,
только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и
в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся
взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил
и умел вызывать. Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. Леонардо да Винчи как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень. Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII-XX вв., Из-во Гос. Эрмитажа., Л. 1963 |
||||
|
||||
|