«Мадонна
с цветком», или «Мадонна Бенуа», была написана Леонардо да Винчи около
1478 г. во Флоренции. Это небольшая картина скромного камерного плана.
Художник берет тему, много раз разрабатывавшуюся его предшественниками
и современниками. Уже они в образе мадонны видели не олицетворение небесных
сил, а поэтическое воплощение женственности и материнства. Но художники
XV в. еще чего-то недоговаривали в своих произведениях, их мадонны казались
скованными в движениях и чувствах, сохраняли в своем облике остатки условности.
Молодой Леонардо да Винчи прежде всего ломает эту преграду. Он избирает
для своей мадонны простое, не блещущее красотой лицо, подчеркнуто юное,
весело смеющееся; твердо лепит фигуру, четко вырисовывающуюся на фоне
полумрака комнаты, и заставляет складки одежды обрисовать строение тела.
Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту
тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. Юная
мать протягивает ребенку цветочек, он озабоченно тянется к нему ручками,
но не может сразу схватить, и она смеется над его неловкими движениями,
в то же время восхищаясь прелестью своего сына. Добиваясь впечатления
жизненной реальности, Леонардо тщательно разрабатывает передачу рельефа,
объемности фигур. Он отмечает множество градаций освещения: полутень,
глубокую, но прозрачную тень, а там, где пелена тени сгущается более всего
— на щечке, на руке ребенка,— он прерывает ее легкой полосой рефлекса,
отсвета. Свет играет также на шелковом отвороте плаща, на брошке, украшающей
платье матери; в пролете окна прозрачное небо создает впечатление беспредельной
дали.
В этой ранней работе Леонардо да Винчи уже пользуется новой для того времени
живописной техникой: картина написана с применением масляных красок, позволяющих
добиваться большей прозрачности и большего разнообразия фактуры, чем темпера.
Березина
В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII-XX вв., Из-во Гос. Эрмитажа.,
Л. 1963 |
Эту картину только что завершивший обучение молодой
художник Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов
пятнадцатого столетия. Ее приняли с восторгом, сделали много копий, а
в начале шестнадцатого века… потеряли.
Через
триста лет в Астрахани гастролировала труппа бродячих актеров. Один из
служителей Мельпомены предложил местному поклоннику муз и богатейшему
из купцов города Александру Сапожникову купить потемневшую от старости,
написанную на доске картину. Сделка состоялась.
Спустя
много лет его внучка Мария выходила замуж. К роскошному приданию прилагалось
и творение неизвестного итальянца, на которое поначалу мало кто обратил
внимание. Неизвестно, что бы с ним стало, если бы мужем Марии Александровны
не стал преуспевающий архитектор и будущий президент Академии Художеств
Леонтий Бенуа (сын еще более прославленного зодчего) и если бы его младшим
братом не был известный художник, искусствовед и организатор объединения
"Мир Искусства" Александр. «Внемля настойчивым просьбам брата
Леонтия и его жены, - вспоминает он, - мне пришлось задержаться в Берлине.
Дело в том, что они поручили мне показать принадлежащую им картину знаменитому
Боде". (В скобках заметим, что Боде – один из главных авторитетов
по истории европейского искусства, директор Государственных берлинских
музеев). Он отсутствовал, но в музее оказалось несколько специалистов
мировой величины. Их приговор был суров: картина не является произведением
Леонардо, скорее, ее написал кто-либо из его соучеников по мастерской
Вероккио. Позже и сам Боде подтвердил этот вывод».
Целый
год пролежала "Мадонна" из дома Сапожниковых в парижской квартире
Александра Николаевича, а затем была увезена им обратно в Петербург и
возвращена владельцам. Однако, по прошествии восьми лет (это было уже
в 1914-м), когда он пребывал в суете и хлопотах, связанных с подготовкой
русской выставки в Париже, ему подали визитную карточку с именем одного
из берлинских специалистов: «Профессор Моллер Вальде».
«Не
успел я согласиться его принять, - рассказывал Александр Бенуа, - как
на меня налетела собственная его персона с криком: "Теперь я твердо
убежден, ваша Мадонна - Леонардо!". Тут же, не присев, не давая мне
опомниться, красный от волнения, он стал вытаскивать из огромного, туго
набитого портфеля кипу фотографий тех несомненных рисунков Леонардо, которые
являлись в его глазах (и на самом деле) подтверждением его уверенности
в авторстве великого мастера.
На
предложение о продаже шедевра в музеи Берлина Бенуа ответили отказом,
передав его в коллекцию Императорского Эрмитажа. Там картина находится
и по сей день, известная всему миру под названием "Мадонна Бенуа". |
Осенью 1478 года он записывает в одной из своих тетрадей, рядом с различными
зарисовками, следующие слова: “…бря 1478 г. я начал две девы Марии”. На
листах его рисунков, относящихся к тому же времени, мы действительно находим
большое количество набросков для композиции “Мадонна с младенцем”, причём
он со свойственной ему тщательно и вниманием зарисовывает как различные
положения тел материи и ребёнка, так и детали: руки со складками лёгкой
и тяжёлой одежды, куски ткани. Рисунки эти ещё несколько наивны и суховаты,
но уже говорят о постепенном овладении техникой. Линия их становится более
уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. Многочисленные варианты
различных и сходных положений тел матери, ребёнка и обоих вместе являются
несомненным свидетельством того, что молодой мастер стремился лёгкими
штрихами карандаша или пера передать беглые впечатления, полученные от
наблюдений над реальной действительностью, запечатлеть эту действительность
во всей её жизненной динамике.
Первая из двух мадонн, о которой пишет Леонардо и которая создана на основании
многих зарисовок, - это “Мадонна Бенуа”.
Когда Леонардо писал её, ему было двадцать шесть лет. К этому времени
художник обрёл уже совершенное мастерство в великом искусстве живописи,
которое, как мы увидим, он ставил выше всех прочих.
“Мадонна с цветком” (“Мадонна Бенуа”) – это хронологически первая мадонна,
образ которой внутренне лишён какой бы то ни было святости.
Мадонне придан вид несколько болезненной девушки, играющей со слишком
крупным младенцем, сидящим у неё на коленях. Своеобразный мертвенно-зелёный
колорит, подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, усиленное
внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, сложное
положение обеих фигур, - всё в этой картине показывает нам молодого Леонардо
хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твёрдо ставшим на
тот путь, по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности.
Обе фигуры, тесно вписанные в картину, заполняют собой почти без остатка
всю её поверхность, только справа, наверху расположено небольшое стрельчатое
окно, по-видимому, незаконченное художником. Надо думать, что он предполагал
поместить здесь свой излюбленный горный пейзаж с рекой, напоминающий виды
его родного Винчи, но, как обычно, затянул работу и, перейдя к чему-нибудь
другому, оставил эту деталь недоделанной.
Свет на фигуры в картине падает в основном слева, но очень возможно, что
именно небольшое окно и, вероятно, расположенные за ним горы и вода определяют
то, что помещение, в котором находится мадонна, освещено слабо и притом
своеобразным зеленоватым светом. Он окрашивает всё в зеленоватые тона,
бросает зеленоватые блики на обнажённые части тела, создаёт густые тени
в местах, более тёмных, заслонённых чем-нибудь от падающего из окна света.
Композиционным и идейным центром картины является переплетение трёх рук:
двух пухлых ручонок мальчика и нежной, девической руки матери, держащей
за стебель цветок, к которому направлены внимательный и ласковый взгляд
мадонны и пытливый, серьёзный взгляд младенца, пытающегося неловко схватить
цветок. Жажда познания, по-детски неосознанного, но не по-детски страстного,
того познания, которое томило и гнало вперёд Леонардо, выражено во всём
облике младенца. Взгляд зрителя невольно приковывается к смысловому центру
картины – переплетению трёх рук, изображённая в ней простая и скромная
сцена приобретает значительность и идейную глубину. Небольшая картина
приковывает внимание, заинтересовывает, волнует.
|