|
"Матерь
Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна
Крестителя, осеняет левою - Сына, как будто желая соединить обоих
- человека и Бога - в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки,
преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным
знамением. По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле,
сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь
на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что он еще
не умеет ходить - только ползает. Но в лице Его - уже совершенная
мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Коленопреклоненный
ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу,
обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной
и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь
дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида
необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Эти скалы, как
будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее
дно океана. И в пещере - глубокая тень, как под водой. Глаз едва
различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений,
слабые чашечки бледных ирисов. Кажется, слышно, как медленные капли
сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита,
прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов. Только
лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий
алебастр с огнем внутри. Царица Небесная является людям впервые
в сокровенном сумраке, в подземной пещере, быть может, убежище древнего
Пана и нимф, у самого сердца природы, как тайна всех тайн, - Матерь
Богочеловека в недрах Матери Земли.
Это было создание великого художника и великого ученого вместе.
Слияние тени и света, законы растительной жини, строение человеческого
тела, строение земли, механика складок, механика женских кудрей,
которые вьются, как струи водоворотов, так что угол падения равен
углу отражения, - все, что ученый исследовал с "упрямою суровостью",
пытал и мерил с бесстрастною точностью, Пресекал, как безжизненный
труп, - художник вновь соединил в божественное целое, превратил
в живую прелесть, в немую музыку, в таинственный гимн Пречистой
Деве, матери Сущего. С равною любовью и знанием изобразил и тонкие
жилки в лепестках ириса, и ямочку в пухлом лобике младенца, и тысячелетнюю
морщину в доломитовом утесе, и трепет глубокой воды в подземном
источнике, и свет глубокой печали в улыбке ангела. Он знал все и
все любил, потому что великая любовь есть дочь великого познания".
Дмитрий Мережковский
"Воскресшие боги. Леонардо да Винчи"
"Мадонна
в скалах" из Лондонской Национальной галереи
|
|