Нельзя
не вспомнить «Мадонну в гроте», где великим художником мастерски изображены
различные растения,
различные стадии размыва горных пород и их разрушение под действием
воды.
Но действие воды Леонардо должен был специально изучать как гидротехник,
растения он изучал гораздо шире,
чем то нужно для живописца, — как строитель, химик, физиолог.
Даже если Леонардо пришел к ботанике от живописи, он прекрасно понимал,
что многие его наблюдения «живописи ни к чему».
Таковы были, например, его наблюдения над концентрическими годовыми
слоями деревьев, позволяющими определять возраст,
и в значительной степени также законы листорасположения (филлотакоиса),
открытые им.
Зубов В.П. Леонардо да Винчи., Из-во АН СССР,
М-Л. 1962
"Мадонна
в гроте" из Лувра, Париж