|
||||
|
||||
Пейзаж
долины реки Арно Первый известный датированный рисунок Леонардо да Винчи с автографом |
||||
Леонардо
да Винчи Landscape
of the Arno Valley. Inscription: "The Day of the Holy Virgin of
the Snows" |
||||
Первая
датированная работа Леонардо да Винчи. С одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Надпись на рисунке: "День Святой Девственницы Снега". Рисунок сделан для Санта Марии Деллы Нев. |
||||
|
||||
Когда
Леонардо в 1503 г. вернулся во Флоренцию, флорентийцы воевали с непокорной
Пизой; находясь ниже по течению Арно, Пиза контролировала выходы этой
реки к морю. Осенью 1503 г. Леонардо консультировал работы по отводу Арно
от Пизы. Их начали флорентийцы, стараясь лишить осажденный город воды.
Работы проводились два месяца и были брошены — многие заранее предвидели
их неудачу. Несколько лет спустя Леонардо в одной из своих записей осудил
тот метод действий «напролом», который был принят при этих работах: «Река, которая должна повернуть из одного места в другое, должна быть завлекаема, а не ожесточаема насильственно…». Мысли самого Леонардо были направлены на совсем другое: не отвести воду от непокорной Пизы, а урегулировать течение Арно на всем его протяжении. Если в Милане, на Ломбардской низменности в бассейне реки По перед строителями каналов стояла в первую очередь задача расширения сети торговых путей, то в Тоскане, в бассейне реки Арно, основной задачей было регулирование ее течения — борьба с наводнениями или, наоборот, с обмелением реки, в разные периоды года. Очень выразительны слова на траницах «Атлантического кодекса»: «Урегулировать Арно вверху и внизу. Любой желающий получит сокровище с каждой четвертины земли». Зубов В.П., Леонардо да Винчи, Издательство Академии наук СССР, М.-Л., 1962 |
||||
|