|
|||
|
|||
Леонардо
да Винчи - Иоанн Креститель |
|||
Леонардо
да Винчи Иоанн Креститель St. John the Baptist 1512 Масло на панели 69 x 57 см ( 26 7/8 x 22 1/4 дюймов) Лувр, Париж |
|||
Обращенный к небу указательный палец его правой руки – ещё один мотив,
связанный с иконографией этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать
покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. На лице,
выделенном светом, с острым, почти фавнообразным овалом, обрамлённом каскадом
кудрявых волос, играет загадочная интригующая улыбка, которая не согласуется
с образом аскетического пророка, жившего в пустыне и питавшегося саранчой
и всякой дикой пищей. История этого произведения, обнаруживающего то ли
манерность, то ли поиска языка экспрессии, покрыта тайной. В источниках
оно не фигурирует под названием Иоанн Креститель: Вазари говорит об «ангеле»
из медичейских коллекций, приписывая его Леонардо, и в его описании эта
картина очень напоминает Иоанна Крестителя. |
|||
|
|||
Можно думать, что первой идеей художника было изобразить благовествующего ангела, если только это согласуется со странной фигурой, вызывающей у зрителя скорей чувство неловкости, чем восторженного изумления. В ней различим тот же дух иронии, что характерен для Джоконды, однако здесь отсутствует пейзаж, на который могла бы проецироваться эта ирония, отражая более сложные связи между человеком и природой. В силу этого Иоанн Креститель производит на зрителя странное, даже двусмысленное впечатление. Между тем, картина безусловно принадлежит к кругу работ Леонардо, а по своему замыслу является одной из самых новаторских, поскольку в фигуре Святого Иоанна мастер синтезировал свои поиски средств выражения чувств и природы человека в целом. Перегруженный символикой и иллюзиями, этот образ, кажется, существует на грани загадки и реальности. |
|||
|