Портреты, приписываемые Леонардо, содержат общие черты: фон их затемнен,
полуфигурное изображение модели, обычно в трёхчетвертном повороте, помогает
представить её зрителю во всей индивидуальной характерности. Имена портретируемых
неизвестны, несмотря на все усилия историков искусства раскрыть их, и
на документальные свидетельства о деятельности мастера. Ряд портретов
Леонардо связан с атмосферой двора Сфорца, где определяющую роль играло
прославление индивидуума, отражавшее славу двора. Чистота форм, достоинство
поз, сочетающиеся с острым проникновением в характер модели, сближают
портреты художника с самыми передовыми для того времени достижениями в
данном жанре искусства – с работами Антонелло да Мессина. Они выходят
далеко за рамки меморативного формализма мастеров XV века, развивая тип
портрета, воплощающего состояние души персонажа и позволяющего значительно
углубить характеристику образа. В так называемом Портрете музыканта
из Амброзианы в Милане – модель его иногда идентифицируют с регентом
Миланского собора Франкино Гаффурио, но на самом деле здесь изображен
просто молодой человек с листом нотной бумаги. Ещё различим некоторый
геометризм в передаче пластических объёмов, выдающих тосканское влияние.
Шапочка на голове и масса курчавых волос образуют две полусферы по сторонам
лица; резкость контуров и светотень свидетельствуют уже о знакомстве мастера
с ломбардскими традициями и портретами Антонелло да Мессина. Сильно реставрированный,
переписанный и, возможно, даже оставленный незаконченным, хотя и на довольно
продвинутой стадии работы, этот единственный у Леонардо мужской портрет
– если он действительно выполнен самим художником – изображает человека
с умным и твердым взглядом. Не увлекаясь риторическим прославлением личности,
Леонардо передает во внутреннем свете лица и взгляда портретируемого свойственную
ему моральную силу. |