Эта
картина, ныне находящаяся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне,
изображает молодую даму на фоне гористого пейзажа, с играющими на нём
рефлексами от реки. Существуют различные точки зрения по поводу идентификации
портретируемой; мнения специалистов о датировке этой работы также разделяются.
Некоторые относят её к первому флорентийскому периоду творчества Леонардо,
другие, напротив, - к миланскому. Большинство исследователей придерживаются
гипотезы о том, что на портрете представлена Джиневра Бенчи (на её имя
намекают ветви можжевельника, ginepro, которые видны на фоне композиции).
Он выполнен в период, когда Леонардо освободился от ученической зависимости
от искусства Верроккьо, то есть около 1475 года. |
Говоря о живописном творчестве Леонардо, относящемся к его первому миланскому
пребыванию, необходимо также остановиться на создании им портретов, о
которых свидетельствуют некоторые современные мастеру источники. Задача,
однако, состоит в том, чтобы выявить – основываясь не на документах, подчас
неясных или ошибочных в своих утверждениях, а на стилистическом анализе
– портреты, действительно согласующиеся с изобразительным языком, характерным
для данного периода деятельности Леонардо. Следует учесть, что ломбардская
традиция портрета заметно отличается от флорентийской. Насколько этот
последний имел меморативный характер, создавая обобщенные образы (черты
этого присутствуют и в так называемом Портрете Джиневры Бенчи,
в основе своей являющимся новаторским), настолько ломбардский портрет
был реалистическим и аналитическим, сосредотачивающим внимание на передаче
стиля одежды, украшений и других аксессуаров. Кроме того, пребывание в
Подании (район Поданской долины) Антонелло да Мессина (он жил в Венеции
в 1475 году) способствовало распространению здесь типа портрета с фигурой,
представленной на тёмном фоне и с точной фиксацией её мимики и осанки. |