В
середине 1480-х годов Леонардо написал картину Дама с горностаем
(Краковский музей), которая, возможно, является портретом фаворитки Лодовико
Сфорца Чечилии Галлерани. Контуры фигуры женщины со зверьком очерчены
изгибами линий, которые повторяются во всей композиции, и это, в сочетании
с приглушенными красками и нежным оттенком кожи, создает впечатление идеальной
грации и красоты. Красота Дамы с горностаем разительно контрастирует с
гротескными набросками уродов, в которых Леонардо исследовал крайние степени
аномалий строения лица.
Энциклопедия «Мир вокруг нас» |
Один
из миланских портретов, приписываемых Леонардо, - это Дама с горностаем,
хранящаяся в Галерее Чарторыжских в Кракове, в Польше. Он представляет
собой изображение хрупкой девушки с лёгкой улыбкой и проникновенным взглядом.
Она держит на руках белого зверька, прижимая его тонкими и подвижными
пальцами. Прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком, подчёркивает
нежность овала её лица. Простое ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляя
шею и спускаясь вторым овалом на грудь, где оно едва различимо на фоне
квадратного выреза платья, составляет единственное украшение портретируемой.
На лице выделяются два больших внимательно смотрящих глаза, нос, прямой
и точёный, маленький рот с тонкими губами чуть тронут в уголках улыбкой.
Чудесна также трактовка меха животного, изображённого с вытянутой лапкой;
белый цвет шерсти отождествляет его с зимним горностаем, символом чистоты.
Несмотря на некоторые сомнения по поводу идентификации модели портрета,
многие сходятся на предположении, что здесь изображена Чечилия Галлерани,
фаворитка Лодовико Моро до его вступления в брак. Сохранились свидетельства
о том, что эта молодая особа была другом Леонардо, который, очевидно,
выполнил её портрет при дворе Сфорца. Это произведение также переписано,
что исключает возможность сабсолютной уверенностью считать его автором
Леонардо. Однако хорошее состояние сохранности тех частей картины, на
которых изображены лицо девушки и фигура горностая, обнаруживают высокое
мастерство исполнения, не позволяя полностью оторвать портрет от круга
Леонардо. |
«Дама
с горностаем»- это бессмертная семнадцатилетняя Чечилия
Галлерани. Дочь XV века. Лукавая чаровница. Фаворитка миланского дворца.
Нежная и мудрая, стыдливая и фривольная, предстает она перед нами. Простая
и сложная. Таинственно-привлекательная, с лицом почти статичным, она все
же обладает магнетизмом необычайного, скрытого движения. Но что придает
облику молодой дамы эту колдовскую живость? Улыбка. Она еле тронула уголки
целомудренных губ. Притаилась в чуть-чуть припухлых девичьих ямочках у
рта и, подобно зарнице, ответно блеснула в темных, расширенных зрачках,
при крытых округлыми лукообразными веками.
Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты «Дамы с горностаем»,
в её осанку, полную достоинства, в её строгую, но изящную одежду и перед
вами мгновенно предстанет Ренессанс с его великолепными творениями гениальных
мастеров искусств.
Чечилия Галлерани. Она, как маленькая планета, отразила сияние жестокого,
уродливого и прекрасного, неповторимого xv века. |