Леонардо
да Винчи - Автопортрет- SelfPortrait
Леонардо
да Винчи
Автопортрет
1514 - 1516
Красная сангина (мел). 33.3 x 21.3 cm (13.11
x 8.39 дюймов)
Национальная Галерея в Турине, Италия
|
К
последним годам жизни относится туринский автопортрет Леонардо.
А
к этому автопортрету, видимо, относится и описание Ломаццо: «Голова
его была покрыта длинными волосами, брови были такие густые и
борода такая длинная, что он казался подлинным олицетворением
благородной учености, каковой уже раньше были друид Гермес и древний
Прометей».
Старинные
биографы Леонардо да Винчи рисуют в самых привлекательных чертах
его облик:
По Вазари:
«блистательностью своей наружности, являвшей высшую красоту, он
возвращал ясность каждой опечаленной душе».
По словам Анонима:
«он был прекрасен собою, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным
лицом. Он носил красный плащ, доходящий до колен, хотя тогда были
в моде длинные одежды. До середины груди ниспадала прекрасная
борода, вьющаяся и хорошо расчесанная».
Зубов
В.П., Леонардо
да Винчи, Из-во АН СССР, М.-Л., 1962
Винчи
был красив собой, прекрасно сложен, обладал огромною физическою
силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховой езде, танцовании,
фехтовании и пр.
БЭС Брокгауза и Ефрона
|
|
|
В
соответствии с сопутствующей его искусству философскому истолкованию явлений
Леонардо стремился выразить свою собственную концепцию космического разрушения:
уравнивание, слияние в единстве всех элементов неизбежно совпадает с абсолютной
гармонией. Ею начинается и завершается история творения. Леонардовская
система не могла бы прийти к более логическому заключению. И завершающей
точкой подобного видения природы может служить образ художника с интеллектом
и взглядом мудреца, чьи черты, одновременно ясные и суровые, Леонардо
запечатлел в Автопортрете, - художника, который глубже других сумел исследовать
тайны и законы мира и человеческих чувств и выразить их на возвышенном
языке искусства. |
"...
он был высок, строен, прекрасен лицом и необыкновенной физической силы,
обворожителен в обращении с людьми, хороший оратор, веселый и приветливый.
Он и в предметах, его окружающих, любил красоту, носил с удовольствием
блестящие одежды и ценил утонченные удовольствия."
Фрейд 3., Леонардо да Винчи. Воспоминание детства |
"О...
любви Леонардо к роскоши, почти всегда не по средствам, — к многочисленным
слугам, породистым лошадям, оригинальным, слегка причудливым костюмам,
говорят все биографы его, так же как и о его исключительно красивой внешности
и физической силе. Предание, довольно старое и упорное, хотя и не подтверждаемое
документальными свидетельствами, считает портретом Леонардо в первые годы
его пребывания во Флоренции изображение архангела Михаила на картине неизвестного
художника (скорее всего Боттичини или Вероккио). На картине изображен
юноша очень высокого роста, со спокойным лицом исключительной красоты.
Описаниям биографов и общему впечатлению от личности Леонардо этот образ
соответствует вполне, но является ли он действительно его портретом, мы
вряд ли когда-нибудь узнаем, так как и тот старческий автопортрет, который
обыкновенно воспроизводится биографами Леонардо и изображает лысую, необычайно
значительную голову с длинной развевающейся бородой, густыми бровями и
сверлящим умным взглядом, не является несомненным его портретом.
Красивая,
выделявшаяся из толпы внешность, исключительная физическая сила, любовь
и уменье оригинально и ярко одеваться, страсть к широкой жизни, наконец,
приобретенная, очевидно, в эти молодые годы любовь к празднествам, спектаклям,
маскарадам, — таковы внешние черты, которыми отличался молодой ученик
Вероккио. Черты эти существенны, но они дают только декоративное обрамление
тому сложному комплексу внутренних свойств и качеств, который тоже, несомненно,
начал формироваться в первые годы жизни Леонардо во Флоренции."
Гуковский
М.А. Механика Леонардо да Винчи, 1947 |