|
Легенда
Януша Корчака пришла в Иерусалим
Ольга Медведева
Среди
русских израильтян наверняка есть те, кто, отправляясь на
старую новую родину и строго отбирая книги в дорожную библиотечку,
не колеблясь взял с собой томики Януша Корчака: повесть-сказку
о Короле Матиуше Первом или книгу для родителей и воспитателей
«Как любить ребенка».
Кем был автор этих замечательных работ?
Януш Корчак – таков литературный псевдоним Генрика Гольдшмита
– родился в ассимилированной еврейской семье в Варшаве в 1878
г. Нет смысла определять, кем он был в первую очередь: поляком
ли, евреем? Важнее, что он символизирует собой то, сколь плодотворной
может быть жизнь на перекрестке культур.
Корчак был детским врачом, педагогом, общественным деятелем,
писателем.
Его уникальность в том и состоит, что он был и тем, и другим,
и третьим одновременно. Став педагогом, не перестал быть врачом.
А когда по ночам садился за письменный стол и работал над
детскими повестями, продолжал быть воспитателем. Как педагог,
он не принадлежал ни к какой педагогической школе. Его называют
детским писателем, но его книги в равной степени предназначены
взрослым, желающим понять душу ребенка. Он не имел ни философского,
ни психологического образования, но его наследие изучают философы
и психологи. Корчак говорил о себе, что он человек одинокого
пути. Можно сказать еще лаконичнее: он был человеком.
Корчак написал более 20 томов больших и малых трудов, почти
все - о ребенке, о его физическом и психическом здоровье,
о его горестях и радостях, о том, что взрослые должны соблюдать
его права и уважать его как личность. В «неклассической» педагогике
Корчака нет строгой системы, нет последовательного описания
воспитательных методов и приемов. Его педагогика – это наука
(или искусство?) отношения. Отношения, которое связывает ребенка
и взрослого, воспитанника и воспитателя, точнее, людей друг
с другом. (Напомним знаменитый корчаковский афоризм: «Нет
детей – есть люди»). Главные принципы воспитания Корчак формулировал
не черствым или трескучим языком педагогической науки, а просто
и - гуманно: право ребенка на уважение, право ребенка быть
самим собой, право ребенка на сегодняшний день (ребенок живет
уже сейчас, а не только собирается жить в будущем).
Оригинальны и социальные взгляды Корчака: счастьем ребенка
он поверял целесообразность общественного устройства.
Корчак не только теоретизировал на тему воспитания, но и воплощал
свои идеи в жизнь. Человек с научным мышлением, он искал подтверждения
своим идеям в практике, практик - он не раз уносился мыслью
в заоблачные высоты. Делом его жизни был открытый в 1911 г.
Дом сирот для детей еврейской бедноты. Это была настоящая
школа жизни, детская республика с самоуправлением, газетой,
товарищеским судом, пред которым, кстати, представали не только
дети, но и взрослые, нарушавшие права детей. Но главной статьей
в судебном кодексе Корчака было – прощение...
В годы войны заключенный вместе с воспитанниками в Варшавском
гетто Корчак отчаянно боролся с голодом, холодом и болезнями.
Более того – он до самого конца стремился поддержать дух детей.
Корчак понимал, что, как и другие обитатели гетто, он обречен.
Однако жить для него значило понимать и прощать. Свидетельством
тому «Дневник», который он вел в гетто - один из самых пронзительных
памятников человечности в бесчеловечную эпоху. Вот последняя
страница «Дневника»: Корчак наблюдает за немецким солдатом,
который, быть может, уже сегодня будет сопровождать колонну
с его детьми на Умшлагплатц, откуда узников гетто вывозили
в лагерь массового уничтожения в Треблинке. И - последняя
запись: «Я поливаю цветы. Моя лысина в окне – такая отличная
цель. У него ружье. Почему он стоит спокойно и смотрит? Нет
приказа? А может, до войны он был сельским учителем, может,
нотариусом или подметальщиком улиц в Лейпциге или официантом
в Кельне? Что он сделал бы, кивни я ему головой, дружеской
помаши рукой? Может, он и не знает, что все так, как есть.
Он мог приехать только вчера, издалека...».
Эти слова написаны 5 августа 1942 года. Этот день считается
днем гибели Корчака.
Смерть Корчака овеяна легендой. Доподлинно известно, что Корчак
мог спастись: ему не раз предлагали выйти из гетто, для него
было приготовлено убежище «на арийской стороне». Корчак не
оставил своих детей...
В Израиле уже много лет существует и активно работает Общество
Януша Корчака, а вот Дом Корчака в Иерусалиме появился совсем
недавно. Кажется, самое время перечитать прекрасные книжки,
привезенные нами из прошлого.
«Дом
Януша Корчака в Иерусалиме» |
|