|
Отрывок
из статьи Виктора Липатова "Стихия характера" (о творчестве
художника Георгия Якутовича)
Гравюры
к историческим драмам Кочерги создавались уже опытным и известным
мастером. К тому времени Георгий Якутович уже создал литографии
к “Угрюм-реке” В.Шишкова (дипломная работа) и иллюстрации к роману
М.Коцюбинского “Фата-Моргана”. Здесь художник выступает интерпретатором
происходящих событий и резко декларирует свою позицию. Фигуры выразительны
и напряжены, в “воздухе” носится невыносимость, хмель и ожидание
взрыва. На суперобложке нестерпимое солнце пронизывает землю, которая
изнемогает. Из земли к небу тянутся руки мольбы и страдания — корявые,
но ещё сильные, хватающие последнюю надежду.
Оптимистическая трагедия — так можно было бы сформулировать суть
дарования Якутовича. Героико-эпическое начало утвердительно заявляет
о себе в его лучших работах. |
|
|
И
проходят перед нами в иллюстрациях к “Фата-Моргане” выпуклые крестьянские
судьбы времён первой российской революции. Словно налитые жизненной
тяжестью, люди не в силах преодолеть предназначенное. Иллюстрации
к “Фата-Моргане” сравнивали с лучшей мексиканской гравюрой. Сложилась
и серия “Украинская народная музыка” — от Бояна до XX века. Общеизвестны
замечательные работы Якутовича “Аркан” — заставка к книге легенд
о Довбуше: суровая пляска сплетённых в единое кольцо людей под всклокоченно-мятущимся
небом. “Плотогоны” — мужественно управляющиеся и противостоящие
стихии... Готовя иллюстрации к “Довбушу”, Якутович странствовал
по Закарпатью, знакомился с фольклором и народным искусством. В
иллюстрациях к повести М.Коцюбинского “Тени забытых предков” художник
создаёт многофигурные сюиты. “Рождественский вечер” — муж и жена
на коленях перед иконами, висящими над накрытым столом со свечой.
Многоплановые, многофигурные графические сюиты представляют из себя
видения той жизни, которая ушла и которая ещё остаётся только потому,
что её сочинил писатель. Это преходящее и непреходящее, потому что
это жизнь народа. “Мир повестей Михаила Коцюбинского, — рассказывает
Якутович, — привлекал меня ещё со школьной скамьи — иллюстрации
к “Фата-Моргане” были первой работой, с которой начался мой путь
художника. Но особенно волновали образы повести “Тени забытых предков”,
к иллюстрированию которой я приступил в 1962 году. Поэтому когда
режиссёр Параджанов, знавший о моей работе, предложил мне стать
художником цветного фильма по мотивам повести, я, хоть и не без
некоторого опасения, принял предложение”. Работа над оформлением
фильма дала Якутовичу новый ракурс видения, и, освободившись, он
тут же переделал свои графические листы, стремясь передать светонасыщенность
— “добиться серебристости, валерности штрихов в сцене лунной ночи
на полонине, ощущение внутреннего свечения интерьера в листе “Рождественской
ночи””. Так Якутович пытался решить главную тему повести — “противопоставление
естественности и гармоничности жизни человека в природе миру тёмных,
приводящих к гибели обычаев и инстинктов”.
Столкновение
света и тьмы — вот что стало главным в творчестве этого художника. |
|