|
“Лекции
по введению в психоанализ” — основная работа 3. Фрейда, в которой
систематизированно изложена его концепция. Первая и вторая части
“Лекций” были подготовлены Фрейдом как курс, зачитанный врачам,
а также неспециалистам в течение двух зимних семестров 1915/16 и
1916/17 гг. Третья часть (“Продолжение лекций...”) была написана
в 1933 г. Если учесть, что эти 18 лет явились периодом особенно
интенсивной работы Фрейда над теорией психоанализа, то легко попять
значение этой книги.
Созданное Фрейдом
в более позднем периоде носило отпечаток его прогрессировавшего
ухода из области психопатологии в область социологии и философии
и представляет меньший интерес.
Зигмунд Фрейд
родился в г. Фрейберге в Австро-Венгрии (ныне Пршибор, Чехия) 6
мая 1856 г. В 1878 г. он поступил на медицинский факультет Венского
университета. Получил ученую степень в университете Вены (1881),
там же работал с 1885 г. приват-доцентом, а затем (с 1902) — профессором
невропатологии.
С 1895 г. главной
задачей Фрейда становится систематическая разработка теории психоанализа.
Им публикуется цикл монографий: “Толкование сновидений” (1900) (книга,
которую Фрейд в дальнейшем неизменно считал своей главной работой),
“Психопатология обыденной жизни” (1904), “Остроумие и его отношение
к бессознательному” (1905), “Три очерка по теории сексуальности”
(1905) и некоторые другие. В годы, предшествовавшие первой мировой
войне, и особенно после войны Фрейд стал все более переключаться
на разработку философских и социологических аспектов созданного
им концептуального подхода. К этому времени относится появление
таких его работ, как “Леонардо да Винчи, этюд по теории психосексуальности”
(1910), “Тотем и табу” (1913), “По ту сторону принципа удовольствия”,
“Психология масс и анализ человеческого “Я”” (1921), “Я и Оно” (1923),
“Цивилизация и недовольные ею” (1929) и ряд других исследований,
в последнем из которых - “Моисей и единобожие” (1939) - он продолжил
развитие своих культурно-исторических концепций.
После оккупации
Австрии нацистами Фрейд был подвергнут преследованиям. Международный
Союз психоаналитических обществ смог, однако, уплатив фашистским
властям в виде выкупа значительную сумму денег, добиться выдачи
Фрейду разрешения на выезд в Англию. Вскоре после переезда в Лондон
Фрейд в возрасте 83 лет умер (23 сентября 1939 г.).
Чем же определяются
значительность и влияние вклада Фрейда? Им были открыты проблемы,
психические механизмы, феномены, факты, касающиеся того обширного
пласта регуляции человеческого поведения, в котором представлена
сложная и загадочная область бессознательной психики. До Фрейда
в научных исследованиях поведения человека главное внимание уделялось
либо физиологическим основам и факторам этого процесса, либо его
зависимости от сознания. Сама психология, возникшая в качестве самостоятельной
области знаний, отличной от философии и физиологии, понималась как
наука о сознании, о тех явлениях внутреннего мира, которые индивидуальный
субъект способен воспринять ясно и отчетливо и дать о них самоотчет.
На проблеме
бессознательного в его соотношении с сознанием и сосредоточилась
мысль Фрейда. В раскрытии и тщательном изучении различных аспектов
этой проблемы, во введении в научный оборот различных гипотез, моделей
и понятий, охватывающих огромную неизведанную область человеческой
жизни, и состоит неоспоримая историческая заслуга Фрейда. В своих
исследованиях Фрейд разработал ряд понятий, запечатлевших реальное
своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного
научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных
механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии,
свободных ассоциациях, роли Я.
Фрейд выдвинул
на передний план жизненные вопросы, которые никогда не переставали
волновать людей, о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых
им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений,
о противоречиях между “желаемым” и “должным”. Фрейд выдвинул в качестве
центрального для всех его концепций положение о том, что наряду
с сознанием имеется глубинная область неосознаваемой психической
активности, не изучив которую невозможно понять природу человека.
Если до Фрейда и выдвигались различные представления о том, что
психика не эквивалентна сознанию, то они носили умозрительный характер,
далекий от реальных процессов поведения.
В тех случаях,
когда исследователи, изучая эти процессы, затрагивали наряду с сознательной
психикой неосознаваемую, они не выявляли ее специфику. Неосознаваемые
представления, например, мыслились как идентичные тем, которые возникают
в сознании, но оказываются в данный момент за его порогом. Не изучались
сложные, противоречивые отношения между различными уровнями организации
психики, между ее неосознаваемыми проявлениями и данными субъекту
в самонаблюдении.
Ключевым для
Фрейда становится представление о том, что поведением людей правят
иррациональные психические силы, а не законы общественного развития,
что интеллект — аппарат маскировки этих сил, а не средство активного
отражения реальности, все более углубленного осмысления ее, что
индивид и социальная среда находятся в состоянии извечной и тайной
войны. Философская доктрина психоанализа тем самым резко деформировала
его конкретно-научные факты, методы, схемы организации и регуляции
психической деятельности.
Следующий этап
в развитии психоанализа связан с его постепенным превращением из
теории преимущественно медицинской и психологической в концепцию
философскую, претендующую на ведущую роль при рассмотрении общих
вопросов социологии, истории, теории искусства, литературоведения
и целого ряда других областей теоретического и прикладного знания.
Из
представлений о подчиненности поведения примитивным неосознаваемым
влечениям и о присущем якобы человеку “инстинкте смерти” Фрейд пришел
к заключению о неотвратимости войн и общественного насилия; из того,
что воспитание предполагает торможение инстинктивных стремлений
(трактуемое Фрейдом как патогенное “вытеснение”), был сделан вывод
о разрушительном влиянии, оказываемом на психическое здоровье цивилизацией,
и были высказаны глубоко пессимистические мысли по поводу возможностей
и ценности дальнейшего общественного прогресса; самое возникновение
человеческого общества, культуры и нравственности было объяснено
не трудовой деятельностью, не отношениями, в которые люди вступают
в процессе общественного производства, а все теми же эротическими
и агрессивными влечениями, которые являются, по Фрейду, важными
двигателями душевной жизни и современных цивилизованных людей.
Неоспоримо,
что фрейдизм явился одной из первых концепций, настойчиво пытавшихся
разобраться в проблеме скрытых мотивов поведения человека и в роли
этого фактора в клинике. Им было привлечено внимание к сложности
внутреннего мира человека, к последствиям неудовлетворенных влечений,
к противоречиям между желаемым и должным. Он обратился в этой связи
к жизни во всей ее реальности, к ее радостям и печалям, тревогам
и стремлениям, обещая помощь в условиях душевного надлома и требуя
для этого всего лишь наведения определенного “порядка” в душе. И
долгое время его идеи воспринимались многими как единственно способные
осветить все эти жизненные вопросы, которые никогда не переставали
волновать людей. Фрейдизм шел тем самым, по крайней мере по видимости,
навстречу глубоким душевным запросам многих. Следует ли удивляться,
что положительный резонанс, который получили в определенных социальных
кругах его идеи, оказался таким широким? И в то же время в идеях
Фрейда содержались внутренние противоречия, которые очень осложнили
отношение к теории психоанализа даже со стороны тех, кто выступал
на ранних этапах формирования этой теории в качестве ее страстных
адептов.
|
|