|
Мою
мысль лучше всего пояснить на конкретном примере. Читатель, наверное,
знаком с анализом Фрейда картины Леонардо да Винчи "Святая
Анна с Девой Марией и Христом". Фрейд интерпретирует эту знаменитую
картину исходя из того факта, что у самого Леонардо было две матери.
Причинная связь в данном случае имеет личный характер. Мы не будем
останавливаться на том факте, что картина эта далеко не уникальна,
да и Святая Анна приходилась Христу бабушкой, а не матерью, чего
требует фрейдовская трактовка.
Отметим лишь, что очевидно личностный фактор здесь переплетается
с безличностным мотивом, хорошо известным и в других областях. Речь
идет о мотиве двойной матери - архетипе, встречающемся во многих
вариантах в мифологии и религии, и составляющего основу многих "коллективных
представлений". Необходимо остановиться и на мотиве двойного
происхождения, то есть происхождения от человеческих и божественных
родителей, как в случае с Гераклом, обретшим бессмертие благодаря
усыновлению Герой. То, что было мифом в Древней Греции стало, в
сущности, ритуалом в Древнем Египте: по своему происхождению фараон
был и человеком, и божеством. На стенах родильных палат храмов египетских
фараонов сохранились фрески тех времен, изображающие святое зачатие
и рождение. Из них следует, что фараон рождался дважды.
Именно
эта идея лежит в основе всех таинств рождения, включая и христианство.
Сам Христос является "дважды рожденным": через крещение
в Иордане он был воскрешен и вновь рожден из "воды и духа".
Вот почему в католической литургии купель символизирует "лоно
церкви", и именно так она именуется по сей день в современном
католическом воспевании "Благословении купели", которое
мы слышим в святую субботу перед Пасхой. Более того, согласно раннехристианским
и гностическим представлениям, дух, явившийся в виде голубя, толковался
как София-Сапиенция - Мудрость и мать Христова. Благодаря этому
мотиву двойного рождения у детей есть теперь крестные отцы и матери,
вместо добрых или злых фей, которые при рождении магически признавали
их "своими" с помощью благословений или проклятий.
Идея о
втором рождении встречается повсюду и в любые времена. При зарождении
медицины она была магическим средством исцеления; в крупнейших религиях
- основным мистическим опытом; основополагающей идеей средневековой
оккультной философии. Наконец, она появляется в форме детских фантазий
у многих детей, считающих, что их родители - не настоящие, а приемные.
Бенвенуто Челлини рассказывает в своей биографии, что в детстве
думал точно так же.
В
настоящее время не может быть и речи о том, что люди, которые верят
в двойное происхождение, на самом деле всегда имеют двух матерей,
или, напротив, что люди, разделившие судьбу Леонардо да Винчи, заразили
человечество своим комплексом. Скорее мы согласимся с предположением,
что повсеместное явление мотива двойного рождения наряду с фантазиями
о двух матерях, отвечает насущной человеческой потребности, которая
и отражается в этих мотивах.
Если Леонардо
да Винчи действительно изобразил на картине своих двух матерей в
образах Святой Анны и Марии, что вызывает у меня большие сомнения,
то он, в таком случае, изображал лишь нечто, во что верили миллионы
людей до и после него.
Символ грифа, также рассмотренный Фрейдом в упомянутой работе, добавляет
правдоподобия этой точке зрения. В одном из объяснений Фрейд ссылается
на источник символа - книгу Гораполло "Иероглифика", которая
была широко распространена во времена Леонардо. В ней сообщалось,
что грифы бывают только женского рода и символизируют материнское
начало. Зачинают они от ветра (пневмы) - это слово приобрело значение
"духа" главным образом под воздействием христианства.
Даже во времена описания чуда в день Святой Троицы слово "пневма"
все еще имело двойное значение - ветра и духа.
С моей
точки зрения, этот факт прямым образом подводит нас к мысли о Марии,
бывшей девственной по природе и зачавшей от пневмы, подобно грифу.
Более того, согласно Гораполло, гриф также символизирует Афину,
выпрыгнувшую прямо из головы Зевса без мучительных родов. Она была
девственна и знала лишь духовное материнство. Все это - иносказание
о Марии и мотиве воскресения. Нет и намека на то, что Леонардо хотел
выразить своей картиной нечто иное. Если и предположить, что он
отождествлял себя с Христом-ребенком, то, скорее всего, он выражал
мифологический мотив двойной матери, но не свою личную ситуацию.
А взять многих других художников, которых вдохновляла эта же тема?
Очевидно, далеко не у каждого из них было две матери.
Давайте
рассмотрим случай Леонардо с точки зрения невроза и допустим, что
пациент с материнским комплексом страдает от заблуждения, что причина
его невроза заключается в том, что он действительно имел двух матерей.
С частной точки зрения можно было бы признать, что он прав, и, тем
не менее, это совершенно не так. Ибо в действительности причиной
его невроза была бы реактивация архетипа двойной матери, причем
независимо от того, имел ли он одну мать или две. Ведь, как мы уже
увидели, этот архетип действует индивидуально и в историческом плане
не имеет какой-либо связи с редкими случаями двойного материнства.
Удовлетвориться
таким простым и чисто личным объяснением было бы в данном случае
весьма заманчиво, однако, эта гипотеза является не только неточной,
но и абсолютно неверной. Конечно, врачу, имеющему только медицинскую
подготовку и первый раз слышащему о мотиве двойной матери, трудно
понять, как этот мотив мог обладать настолько большой силой, чтобы
вызвать эффект травматического состояния. Если рассмотреть огромные
силы, скрытые в мифологической и религиозной сфере человека, этиологическое
значение архетипа покажется менее фантастическим. Во многих случаях
невроза причина расстройства заключается в недостатке взаимодействия
этих движущих сил в психической жизни пациента.
Тем не
менее, личностная психология, сводящая все только к личностным проблемам,
лучше всего использует свои наработки для отрицания существования
архетипических мотивов, и даже пытается их уничтожить посредством
личностного психоанализа. Я рассматриваю это как довольно опасную
тенденцию, которую невозможно оправдать с медицинской точки зрения.
Сегодня намного лучше, чем двадцать лет назад, видна природа задействованных
сил. Мы являемся свидетелями того, как целая нация возрождает старинную
символику, древние религиозные ритуалы, и того, как эти массовые
настроения катастрофическим образом влияют на жизнь отдельно взятой
личности, "революционизируя" ее ( Имеется в виду, конечно,
гитлеровская Германия. -Авт.). И сегодня человек прошлого жив в
нас в такой степени, какая нам и не снилась до войны; ведь, в конечном
счете, в чем заключается судьба великих народов, как не в суммарном
результате индивидуальных психических перемен?
Когда
невроз является лишь частной проблемой, корни которой упираются
исключительно в индивидуальные причины, архетипы в данном случае
не играют никакой роли. Но если проблема заключается во всеобщей
несовместимости или других опасных обстоятельствах, ведущих к появлению
невроза у сравнительного большого числа индивидов, возникает предположение
о действии архетипических созвездий.
Поскольку
в большинстве своем неврозы являются не просто предметом личной
озабоченности, а социальным феноменом, приходится допустить, что
и в данном случае действуют созвездия архетипов. Активизируется
соответствующий ситуации архетип, и наружу вырываются скрытые в
нем разрушительные и опасные силы, что порой ведет к непредсказуемым
последствиям.
Люди, ставшие
жертвой воздействия архетипа, способны на любое безумие. Если бы
тридцать лет назад кто-нибудь осмелился предсказать, что наше психологическое
развитие направлено к возрождению средневековых преследований евреев,
что Европа вновь содрогнется перед римскими фасциями и поступью
легионов, что люди вновь будут отдавать честь по римскому обычаю,
как два тысячелетия тому назад, и что архаическая свастика вместо
христианского креста будет увлекать вперед миллионы воинов, готовых
на смерть, - такой человек был бы освистан как несостоявшийся мистик.
|
|