|
ПУТЬ ЧЕРЕЗ БЕЗДНУ
Каждый из нас
рано или поздно встречает на своём жизненном пути два типа препятствий,
требующих преодоления: горный барьер и бездну. О символическом смысле
Горы всем хорошо известно. Не куда-нибудь, а в горы унёс Моисей
свои каменные скрижали; на возвышенностях возводились церкви, ибо
«...горы и земли, к ним прилегающие, особенно святы», – так утверждал
Иезекииль.
Понятие Бездны ассоциируется у нас с Преисподней и изгнанием из
Рая. Однако классики магии не разделяют ортодоксальных взглядов
на бездну как символ Зла.
Я хотел бы предложить вниманию читателя рассказ о серии удивительных
сновидений, в основе которых – символическая попытка родиться заново
и таким образом достигнуть Всевышнего. Автор его пусть останется
безымянным: скажу только, что он – ученик легендарного чернокнижника
Алистера Кроули, человека очень странных способностей, который в
20-30-х годах нашего века приобрёл себе поистине дьявольскую репутацию.
Итак, внимание:
«Я находился среди египтян, отправившихся в переход на верблюдах.
Каждый из них был одет в зелёный жакет. Верблюды под нами были низкорослые
и совсем ещё молодые; мне же казалось, будто я передвигаюсь на ходулях.
Наша группа отправилась в путь с каким-то заданием. Я ехал последним.
Проезжая мимо сидящего друга, я бросил ему две газеты: «Сан» и «Пост»
– с тем, чтобы он присмотрел за ними. Мы доехали до развилки. Все
повернули направо, я – налево. Вскоре передо мной появилось большое
строение. Здесь меня встретили какие-то женщины и мужчины. Я спросил,
можно ли отсюда выехать на другую дорогу, а затем, не сходя с верблюда,
минул длинный коридор и оказался на огороженном проволокой пустыре,
прилегавшем к задней стене строения, в котором, судя по всему, располагалась
гостиница. Передо мной появился мальчик. Я о чём-то спросил его,
и он охотно распахнул передо мной дверь в проволочном заграждении.
Верблюда со мной больше не было. Похоже, я оказался пленником, и
двое мальчиков теперь стали моими тюремщиками».
Действительно ли мой собеседник ехал во сне на верблюде? Упоминание
о ходулях отнюдь не случайно: это ведь символ детства (потому-то
и верблюды оказались «молодыми»). Что же касается Египта... Вот
что сам он вспомнил некоторое время спустя:
«В поздних работах Кроули есть немало загадочных пассажей. Помню,
особенно странное впечатление произвела на меня фраза: «Я, как и
ты, – душа пустыни, и тебе суждено вновь повстречать меня в этом
бескрайнем море песка».
Тот, кого Кроули в своих книгах именовал «Я, как и ты», был его
высшим гением: под морем песка разумелась египетская пустыня. Вспоминается
мне кое-что из «Book Of Lies» – книги Кроули, в которой парадоксальные
афоризмы пронумерованы от 1 до 91.
Кроули воссоздал магическую систему Золотого Рассвета. В ней действовала
система градаций, высшая ступень которой описывалось уравнением
«7 = 4» с Семёркой – кабаллической Shepirah of Hessed. По Кроули,
этот уровень принадлежит миру человеческого разума. Следующий же,
описываемый уравнением «8 = 3», относится к иному, духовному миру,
отделённому от нас великой пропастью, именуемой Бездной.
Для того, чтобы пересечь Бездну, личность распадается на элементы,
а затем возрождается вновь в теле Великой Матери – Бины (Binah).
Так возникает новая сущность: Кроули называет её Дитя Бездны.
«Книга обманов» адресована Детям Бездны. Каждая её страница обрамлена
чёрной рамкой, символизирующей всеобъемлющую идею смерти. Именно
тут говорится о том, что для достижения градации высшего уровня
необходимо пересечь гигантскую бездну смерти (или песчаную пустыню).
У Кроули есть и такая фраза: «Взгляните на пять верблюжьих следов:
VVVVV...» Дело в том, что пять букв «V» он считал магическим символом,
равнозначным градации высшего уровня. Не исключено, что моё путешествие
во сне имеет какое-то отношение к этим пяти следам: может быть,
оно олицетворяет мой собственный переход через Бездну. Очевидно,
я оставил свой след, чтобы кто-то затем мог проследить мой путь».
Итак, ясно: наш герой идёт во сне по следам Кроули, чтобы превозмочь
смерть и сделаться Младенцем Бездны. О «зелёном жакете» сам он говорит
следующее:
«Зелёное означает молодость, надежду, устремление к высшему. Кроме
того, это цвет Венеры – богини любви: она прямо связана с Великой
Матерью, через познание тела которой пролегает наш путь в Град Пирамид,
принадлежащий уровню «8 = 3», где и живут Младенцы Бездны. Кстати,
смысл этого уравнения легко понять так: отсчитывая уровни от основания
Древа жизни, мы находим «восьмёрку». Тот же отсчёт сверху даёт «тройку».
Поскольку автор сна ассоциирует Великую Мать с Венерой, очевидно,
один из мотивов сюжета – младенческая тяга к инцесту. Мой собеседник
забывает также упомянуть о том, что зелёный цвет – цвет Пророка.
Ещё я отметил для себя, что смысл «задания», на которое идут путники,
есть не что иное, как стремление к власти, что в свою очередь символизируется
жаждой возвращения в материнское лоно. Судя по всему, пациент догадался
об этом и сам, поскольку тут же заговорил о семье:
«Нас было семеро детей: я – младший. По пробуждении у меня возникло
ощущение, что остальные участники группы как раз и были членами
моей семьи; должен заметить, что я вообще связан с ними прочными
узами. «Последний станет первым, первый – последним». Я всегда стремился
в семье к лидерству.
Солнце («Sun») знаменует Золотой Рассвет: так называется магическая
система, воссозданная Кроули. Я вышел из неё, но всегда знал, что
мне ещё предстоит к ней вернуться. В понятии «Post» заложена идея
связи с будущим и преодоления Бездны. Египет – страна солнца. Гелиополис
– город солнца. Египетских жрецов называли «детьми Солнца». Я, как
младший адепт, принадлежу уровню «5 = 6»: Солнце также входит в
пределы этого уровня.
В ходе магического ритуала инициации новообращённого привязывают
к деревянному кресту, на котором он клянётся сохранить верность
тайному учению и посвятить жизнь обретению «высшего Я». Таким образом,
крест и распятие – это также символы солнца.
Бездна находится слева от древа жизни. Я воспоминаю, что слева на
заднем дворе у нас стояла проволочная клетка, где мама держала кур».
Становится ясно, что Бездна в этом сне – символ материнской матки.
Я расспросил его о верблюдах и получил новые подтверждения своим
догадкам.
«Я слышал, шотландцы произносят фамилию Кэмпбелл чуть сокрашенно:
«Кэмл» (camel – верблюд). Именно так представлялась моя школьная
учительница. Есть старая шотландская песня: «Мой парень – жокей,
и какой! Днём шпорит коня, а ночью – меня". Учительница, мисс
Кэмпбелл, возможно, символизирует мою мать, а коридор в здании,
через который я вышел на новый путь, есть не что иное, как влагалище».
Однако тяга к кровосмесительному акту – не главный мотив сна моего
пациента. Дело в том, что во всех языческих верованиях считается,
что бессмертие – следствие второго рождения материального тела.
Гостиница, в которой удовлетворяются все нужды временного постояльца
– такой же символ матки, как и проволочная клетка, принимающяя нашего
героя в критический момент его перехода. Матку символизирует и Бездна
сама по себе.
«В мистическом ритуале Золотого Рассвета, – продолжал мой собеседник,
– присутствует комната с семью стенами: ещё один символ женского
лона. Две колонны по бокам – её бедра. Смысл ритуала – проникновение
в дверь Венеры. Не исключено, что два мальчика, пленником которых
я оказался, – адепты, проводившие ритуальную церемонию».
Затем мой пациент вспомнил о путешествии, которое учитель совершил
в пустыне вместе с одним из своих последователей.
«Сначала магическими песнопениями Кроули вызвал у себя серию мистических
видений. Внезапно, прервав инкантацию, он заявил помощнику, что
они пересекут Бездну иным путём и собственными методами вызвал Демона
Бездны («демон» этот в действительности есть человеческий разум,
отделившийся от мозга, заблудившийся и растерянный). Теперь Кроули
предстояло рассеять личность на составные части. Он уселся внутри
треугольника, начертанного на песке, в вершинах которого лежали
тушки заранее пойманных и умерщвлённых голубей. Он разбрызгал кровь
по песку, чтобы насытить пространство достаточным количеством эктоплазмы
и таким образом помочь Демону Бездны материализоваться. Имя этого
демона было Хоронзон, и Число его было – 333, половина от Числа
Зверя».
К сожалению, я в своих записках не нашёл ответа на вопрос о том,
сумел ли Кроули вызвать Демона Бездны. Зато наверняка мне известно
другое: символическое путешествие к бессмертию нашего героя на этом
не завершилось. Восемь месяцев спустя он вновь попытался пересечь
Бездну и рассказал мне о новых приключениях в собственных сновидениях:
«Я находился в парке среди толпы. Мы подошли к маленькому строению:
здесь жили и трудились монахи. В доме царили тишина и неподвижность.
Люди разговаривали очень тихо. Один из них заметил, что я неправильно
крещусь, описывая лишь горизонтальную планку креста, и произношу
при этом благословение на иврите. Потом мы вышли из дома и группами
по три человека, омыв предварительно обувь, продолжили свой путь.
Я оказался в последней группе. Когда я вышел из домика, оказалось,
что остальные успели уйти далеко вперёд. Повидимому, все уже пересекли
реку в парке и спустились в ущелье, находившееся где-то справа.
Я же отправился по тропинке, минуя ущелье. Лишь пройдя значительное
расстояние я понял, что заблудился. Время от времени с противоположного
берега доносились голоса. Я повернул назад и направился к ущелью».
Как и в предыдущем сне, здесь мы находим сочетание весьма примечательных
ассоциаций. Монах – воплощение святости. Беседы приглушёнными голосами
– прямое указание на книгу Блаватской «Голос безмолвия»:
«Истинный монах должен обладать таким уровнем сознания, такой душевной
ясностью, чтобы вести беседы с птицами, – заметил мой пациент. –
Легенды о святых, к которым стаями слетались птицы и сбегались лесные
звери, я всегда воспринимал совершенно буквально. Таким ведь был
и Франциск Ассизский. Думаю, птица, садясь на плечо человека, как
бы узнаёт в нём высшее существо. Таким должен быть истинный монах».
Итак, в личности нашего героя соединились монах и чернокнижник.
И в пути своём он шёл по двум тропинкам, религиозной и метафизической.
Благословение на иврите и недоочерченное распятие – сигнал к тому,
что наш адепт наконец-то может сойти с креста, на котором оказался
во время инициации. Горизонтальная и вертикальная планки креста
символизируют два начала: соответственно, интеллектуальное и генитальное.
Предпочтение первому порождает вопрос: можно ли использовать низшую,
сексуальную энергию в высших целях? Эта задача для него попрежнему
остаётся нерешённой. Он всё ещё один и чувствует себя потерянным.
Ущелье здесь – символ раздваивающейся личности. Но одиночеству должен
скоро прийти конец. Болезненная рана в душе от разрыва между христианством
и иудаизмом начнёт заживать.
«Иисус омывал ноги своим ученикам. Для меня ноги – символ понимания.
Мой разум должен быть очищен заранее – до того момента, когда мне
дано будет узреть моего бога. Возможно, омывавшие ноги не случайно
собирались по трое. Это могло иметь какое-то отношение к Троице.
Треугольник – метафизический знак: он означает, что путь мой близится
к завершению.
Я всегда чувствовал, что мне не хватает духовной силы. Мне часто
не удавалось то, что легко удавалось людям куда менее просвещённым
и подготовленным».
Наш скромный чернокнижник явно приближался в своём развитии к какой-то
важной вершине...
Фодор,
Нандор. Меж двух миров.
©Перевод с английского В.В.Полякова, под редакцией Йога Раманантаты.
– М.: Издательство «Айрис» (Серия «Зеркало Цивилизации»), 2005 г. |
|