|
ЗАПАХ СМЕРТИ
Бывает,
человек, начисто лишённый дара предвидения, вдруг начинает остро
чувствовать, что его собеседник обречён на скорую смерть. Обычно
объяснить причину появления таких ощущений он оказывается не в силах.
Возможность заочного медицинского диагноза мы исключаем: речь идёт
о вещах непредсказуемых – скажем, гибели в результате несчастного
случая. Что же это всё-таки, своего рода ясновидение?
Вполне возможно, обоняние и зрение всё же играют тут свою роль:
иногда «знак смерти» читается в затуманенном взгляде, реже проявляется
в едва заметном запахе. Вот тут давайте и остановимся. Запах смерти
– вполне реальный и очень любопытный феномен. В качестве первого
примера я хотел бы привести письмо одного из своих корреспондентов:
«У нас в гостиной происходят очень странные вещи. Время от времени
кошка начинает злобно шипеть, выгибая спину, а когда кто-нибудь
из родственников умирает, по комнате проносится вихрь ледяного воздуха.
Несколько лет назад моя 12-летняя дочь выбежала из гостиной, закричав,
что чувствует в ней запах смерти. Наутро пришло письмо, в котором
сообщалось о кончине моего двоюродного брата – он умер в то самое
время, когда у девочки возникло предчувствие».
В данном случае «обонятельная» составляющая предчувствия вполне
вписывается в рамки «призрачного» феномена – достаточно вспомнить
вполне характерную реакцию кошки. Что же касается «ледяного вихря»,
то вполне возможно, что тут мы имеем дело с подсознательной «метафорой»
– символическим пространственным отображением понятия «замогильного
холода». Запах смерти – интерпретация того же ощущения на самом
фундаментальном уровне.
В некоторых случаях роковой запах имеет чисто субъективную природу.
Я знал женщину, которая, входя в дом, где вскоре кто-то должен был
умереть, ощущала аромат хризантем. Причиной тому было странное увлечение
детства: девочка любила бродить по кладбищу, а там росли в основном
хризантемы, – другими словами, запах этих цветов в её подсознании
оказался напрямую связан со смертью. Впрочем, это ответ лишь на
часть вопроса: как удавалось ей чувствовать приближение несчастья,
остаётся загадкой.
Каждому из нас знаком трупный запах, возникающий вследствие разложения
органических тканей. Предчувствие смерти сопровождается, как правило,
резким обострением обоняния. Почему воет собака, чувствующая близкую
кончину человека? Не исключено, что она просто воспринимает первые
признаки разложения, которое заранее начинается в организме обречённого.
Объяснение это приближает нас к пониманию тех зловещих случаев «призрачного
обитания», когда с места, где в далёком прошлом сгнили непогребённые
человеческие тела, от земли поднимается невыносимая вонь.
Поскольку запах смерти ассоциируется у нас с понятиями зла и морального
разложения, то реакция на частички разлагающегося вещества, воспринимающиеся
нашими органами обоняния, может активизироваться под воздействием
сильных чувств ужаса и отвращения. Например, «землистый» запах,
упоминание о котором часто встречается в хрониках, описывающих ритуалы
дьяволопоклонства, мог быть вызван подсознательно – участником,
невольно запротестовавшим против порочной практики. В случае с женщиной,
которая, загипнотизировав молодого человека, попыталась с его помощью
вызвать Князя Тьмы, я отдал предпочтение именно этому объяснению.
С одной стороны, будучи хорошо осведомлена об истории дьяволопоклонства,
она ждала появления «землистого» запаха. С другой – источником его
могло стать тело юноши: подсознание его таким образом выразило бы
протест против психического насилия.
Предчувствие надвигающейся беды также может возбудить сигнальные
механизмы обоняния. Я знал учительницу, которую преследовал отвратительный
запах: лишь отдышавшись у открытого окна она могла как-то прийти
в себя – иначе же просто теряла сознание. Каждый раз после очередного
такого приступа происходило что-то ужасное.
Так уж устроена жизнь: одним уготованы сплошные зловония, другим
суждено наслаждаться неземными таинственными ароматами. Загадка
«духовного парфюма» – вторая, более светлая, сторона той же медали.
Прежде чем унестись к высшим сферам, ознакомимся для начала с самым
ортодоксальным подходом к проблеме. Медициной давно установлено,
что при некоторых заболеваниях человек испускает определённые запахи
– фиалки, ананаса, мускуса и так далее. Феномен этот объясним отчасти
присутствием в нашем организме бутилового эфира и его соединений.
Похоже, механизмы, обеспечивающие ароматами некоторые соматические
явления, иногда по неясным причинам подключаются и к психосоматическим
состояниям. Возможно, именно в этом кроется ключ к разгадке ароматических
эманаций, исходивших от тел святых.
Известно, что Св.Каэтан испускал аромат цветущего апельсина. Св.Франциск
благоухал мускусом. Когда тело Св.Казимира, покровителя Польши,
в 1603 году (спустя 120 лет после смерти) извлекли из могилы, выяснилось,
что оно не подверглось тлению и продолжает испускать приятнейший
запах.
Сформулируем наш вопрос так: каким образом соматическая реакция
на некоторые психологические процессы может продолжаться на протяжении
десятилетий после смерти физического тела? Может быть, это давно
отлетевший дух продолжает поддерживать контакт со своей прежней
оболочкой, тем самым как бы опровергая саму идею смерти?
Так или иначе, за тайной сверхъестественных ароматов явно скрываются
какие-то неизвестные нам психологические процессы. Англиканский
священник Уильям Стэйнтон Мозес (1839-1892), он же магистр гуманитарных
наук Лондонского университетского колледжа – человек, которого спириты
считают одним из величайших медиумов прошлого века, – стал едва
ли не самым знаменитым в новейшей истории носителем таинственных
ароматов. Запахи Мозеса исходили от головы, причём чем активнее
их отгоняли, тем сильнее они становились. Чаще всего Мозес благоухал
вербеной, мускусом, свежескошенным сеном, но помимо всего прочего
источал и ещё один, неизвестный запах, который называли «духовным
ароматом».
Во время сеансов с его участием запахи эти вливались в комнату подобно
потокам ливня. Сам Стэйнтон Мозес не сомневался в том, что разгадку
тайны следует искать где-то в его организме. В дневнике священника
мы находим следующую запись, датированную 4 июля 1874 года:
«В саду, ещё до того, как все расселись в кружок, я почувствовал
нашествие аромата – он исходил от волос. Я погладил голову, и руки
запахли столь же сильно. Так бывало не раз. Запах мяты всегда концентрировался
у моей головы».
Мозес подозревал, что ароматы выполняют какую-то целительную функцию,
потому что особенно сильно они ощущались во время болезни. Между
прочим, проявляли они себя подчас несколько странно:
«Запах занимал в пространстве площадь, ограниченную полукругом,
и дальше уже словно не мог проникнуть, – пишет священник. – Иногда
он поднимался в комнате стеной, так что можно было войти в него
с одной стороны, а выйти с другой. Вообще, границы присутствия ароматов
вокруг меня, равно как и соответствующий перепад температур, всегда
были выражены очень явно. Нечто подобное наблюдалось и на открытом
воздухе. Однажды во время прогулки мы с другом вошли в область острого
аромата и тут же из неё вышли. Были даже случаи, когда аромат обрушивался
на меня ливнем из мельчайших благоухающих капелек. Однажды, гуляя
со знакомой дамой на острове Уайт, я заметил на её платье пятнышко
из капелек росы, которые испускали изысканнейший аромат».
Однажды, когда среди присутствующих на сеансе Мозеса оказался больной
человек, комната наполнилась острым зловонием. Неблагоприятное психическое
влияние кого-либо из гостей часто производило ещё более неприятный
эффект. Вот как доктор Спиэр в своём репортаже об одном из заседаний
описывает появление «незваного духа»:
«... На следующий вечер в комнату «залетел» новичок и выгнал нас
всех вон свалившимся откуда-то из-под потолка букетом Sp.Pulegii,
издававшим невероятную вонь. Всё, с чем он соприкоснулся, воняло
в течение 24 часов. Скатерть из столовой и моё нижнее бельё пришлось
вывесить в саду за домом, а наутро пол в столовой и коридоре окуривали
ароматическими свечами. Больше этого духа мы к себе не приглашали».
Нечто подобное тому, что происходило со Стэйнтоном Мозесом, имело
место в случаях, встречавшихся в моей врачебной практике. Аромат
фиалки появлялся и исчезал в комнатах для сеансов с участием миссис
Форбс. Мы также могли буквально войти в ароматическое облако и,
принюхиваясь, очень точно установить его границы. Иногда эти запахи
сопровождались «аппортом», и откуда ни возьмись появлялись настоящие
фиалки. Временами в доме миссис Форбс ощущалась трупная вонь.
Оба эти запаха, как я узнал, постоянно сменяли друг друга в её первую
брачную ночь, когда на постель обрушился вдруг водопад фиалок. С
самого начала мне стало ясно, что источник проблемы – некий ужас,
таящийся в подсознании пациентки. Похоже, он был связан с аморальным
поступком, имевшим отношение к сексу. Вскоре выяснилось, что миссис
Форбс испытывала острые чувства вины по отношению к девушке по имени
Вайолет,* умершей в возрасте 28 лет от рака горла.
* Любопытно, что «violet» – по-английски «фиалка».
(Й.Р.)
Впрочем,
с этой моей пациенткой происходили странности и иного рода. Однажды
она, стоя рядом с камином, впала в транс, и на груди у неё проявился
стигмат – кровоточащий крест, под которым обнаружилась карцинома,
впоследствии удалённая. Кроме того, миссис Форбс активно преследовал
вонявший вовсю «призрачный тигр», оставлявший на её теле глубокие
царапины. И то и другое указывало на присутствие в подсознании пациентки
какой-то глубокой психической травмы. Впрочем, это слишком общее
объяснение: вопрос о том, как именно происходит зарождение «потустороннего»
запаха, остаётся открытым.
Изучение полтергейста указывает на то, что рвота, кишечные газы
и экскременты прочно ассоциируются у нас с понятием Зла.
Вспомним пятерых демонов, которые вселились в тело Анны Эклунд и
были изгнаны отцом Теофилусом из францисканского монастыря в Эрлинге,
штат Айова. Об этой трагедии (виновником тут стал отец-инцестофил
– его дух был одним из тех, что вселились в несчастную) журнал «Fate»
сообщил в июне 1959 года.
Едва только отец Теофилус дошёл до молитвы «A Spirit Fornicationis
Libera Nos, Domina», как тело Анны стало извиваться в страшных конвульсиях.
Ритуал экзорцизма продолжался непрерывно 72 часа и закончился полным
освобождением женщины от напасти. На прощание «демоны» наполнили
комнату невыносимым зловонием. Чем бы ни был запах вызван в действительности,
для Анны он означал одно: смерть вселившегося в неё Зла.
Ритуал экзорцизма возымел эффект, потому что переместил психологический
груз с подсознания женщины на внешний источник – «демонов». Избавиться
самостоятельно от зла, порождённого подсознанием, она бы наверняка
не смогла.
Фодор,
Нандор. Меж двух миров.
©Перевод с английского В.В.Полякова, под редакцией Йога Раманантаты.
– М.: Издательство «Айрис» (Серия «Зеркало Цивилизации»), 2005 г.
|
|