|
|
|
Чехов
и культура |
|
|
Чехов
А.П.
и мировая культура
В
плеяде великих европейских драматургов имя Чехова сияет как звезда
первой величины, - писал в начале XX века Дж.Б.Шоу.А.П.Чехов много
работал для театра: драматический этюд "Калхас" (Лебединая
песня, 1887), пьеса "Иванов" (1887-1889), одноактная пьеса
"Свадьба" (1889), пьеса "Леший" (1889), переделана
впоследствии в пьесу "Дядя Ваня", водевили "О вреде
табака"(1886), "Медведь". "Предложение"
(1888-89), "Трагик по неволе"(1889-90), "Юбилей"(1891-92),
"Чайка" (1896), "Дядя Ваня" (1896), "Три
сестры" (1900-1901), "Вишневый сад"(1903). Чехов
тяготел к театру всю жизнь. Первые театральные впечатления он получил
в юности, проведенной в Таганроге. Тогда же, по свидетельству брата,
М.П.Чехова, написаны первые драматические произведения: не сохранившийся
водевиль и пьеса "Безотцовщина", найденная и опубликованная
лишь в 1923 году.
С
началом литературной деятельности Чехова его окружает тетрально-художественная
среда Москвы и Петербурга. Знакомые Чехова - музыканты, художники,
актеры, режиссеры, критики и литераторы. Иногда Чехов выступал в
качестве театрального рецензента. Многие рассказы, фельетоны, статьи
и письма Чехова 1880-х г.г. посвящены театру и актерам. Писатель
высоко ценил русскую реалистическую школу, он был хорошо знаком
с великой трагической актрисой М.Н.Ермоловой, дружил с актерами
В.Н.Давыдовым и П.М.Свободиным,В.Ф.Комиссаржевской и М.Г.Савиной.
Среди московских театров он отдавал предпочтение Малому театру,
среди петербургских - Александринскому. Почти во всех работах, посвященных
театру, Чехов отмечал важность актерской культуры и профессионализма.
Крупные
драматические произведения 1880-х г.г. не имели большого сценического
успеха. Автора обвиняли в незнании условий сцены. Между тем уже
в первых пьесах Иванов и Леший намечены главные художественные принципы
чеховского театра. Чехов отказался от традиционного в то время деления
персонажей на положительных и отрицательных, носителей добра и зла.
Я ... не вывел ни одного злодея, ни одного ангела, - писал он. Главный
конфликт пьесы Чехов связывает с душевным миром героев, их чувствами
и переживаниями.
Особый
эмоциональный тон чеховских пьес современники называли настроением.
Но уловить и передать его на сцене оказалось сложной задачей. Чайка,
пьеса с которой Чехов связывал большие надежды, провалилась на сцене
Александринского театра в 1896 году. Драматург тяжело переживал
неудачу. Поэтому, когда основатели Московского Художественного театра
К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко попросили разрешения
открыть свой второй сезон 1898-1899г.г. пьесой Чайка, Чехов согласился
не сразу. |
|
|
|
Художественный театр оказался лучшим интерпретатором произведений
Чехова. Антон Павлович бывал на репетициях. Режиссеры и артисты
часто обращались к нему за советами. Они создали на сцене целостный
и гармоничный ансамбль, воплотивший замысел драматурга. Чехов, вынужденный
из-за болезни переселиться в Ялту, не смог присутствовать на триумфальной
премьере Чайки 17 декабря 1898 г. Успех колоссальный, мы все сумасшедшие
от счастья; - писали в телеграмме Чехову участники спектакля. Такой
же успех имела другая постановка Художественного театра - Дядя Ваня
(25 окт. 1899 г). Художественный театр, - писал Чехов режиссеру
В.И.Немировичу-Данченко, - это лучшие страницы той книги, какая
будет когда-либо написана о современном русском театре.
В апреле
1900 г. Художественный театр приехал на гастроли в Ялту к Чехову.
Здесь собрались тогда многие выдающиеся деятели русской литературы
и искусства в том числе Горький, Бунин, Рахманинов. Их знакомство
с Художественным театром, со Станиславским, встречи с Чеховым оставили
яркий след в русской и мировой культуре начала 20-го века. По просьбе
Станиславского и Немировича-Данченко Чехов работает в Ялте над пьесами
Три сестры (1900-1901) и Вишневый сад(1902-1903).
С Художественным театром Чехова связывали также
родственные узы: 25 мая 1901 г. он женился на талантливой актрисе
Ольге Леонардовне Книппер. Впоследствии на сцену Художественного
театра поступил племянник писателя - Михаил Чехов, гениальный актер
и режиссер, автор книги О технике актера, основавший в Америке в
1940-50-хг.г. свою театральную студию.
Несмотря на громадный успех режиссеров К.С.Станиславского
и В.И.Немировича-Данченко, Чехова далеко не все удовлетворяло в
их постановках. О создании нового театра, более условного, чем МХТ,
мечтал гениальный Всеволод Мейерхольд. Ученик Станиславского, он
познакомился с Чеховым на репетициях Чайки, где играл Треплева.
В лице Чехова Мейерхольд видел единомышленника и позднее использовал
советы драматурга в своем творчестве. Великий реформатор театра
поставил в 1927 году спектакль 33 обморока по водевилям А.П.Чехова.
В советское
время театральные интерпретации произведений Чехова отличались разнообразием.
Наиболее заметные постановки Три сестры В.И.Немировича-Данченко (1940),
Иванов М.Кнебель и Б.Бабочкина, Три сестры, Дядя Ваня Г.Товстоногова,
Чайка, Вишневый сад А.Эфроса, Чайка, Три сестры О.Ефремова. В 80-90-ег.г.
интерес к творчеству Чехова еще более усиливается, появляются оригинальные
трактовки Э.Някрошюса, И.Райхельгауза, М.Розовского, К.Гинкаса и др..
Зарождаются традиции проведения чеховских театральных фестивалей в
Ялте (с 1985), Москве (с 1995). Большое влияние Чехов оказал на развитие
русской и мировой литературы-прозы и драмы. Чеховская Чайка, ставшая
эмблемой МХТ, вместе с другими пьесами Чехова вошла в репертуар мирового
театра. О роли Чехова в искусстве 20-го века говорили крупнейшие драматурги
Европы и Америки: Дж.Б.Шоу, Дж.Б.Пристли, С.Моэм, Т.Уильямс, Ю.О Нил
и др.
В 1919 г. Б.Шоу написал пьесу Дом, где разбиваются
сердца, названную им фантазией в русской манере на английские темы.
На сценах Великобритании широкий интерес к творчеству Чехова возник
после первой мировой войны. На протяжении 20-го в. к нему обращались
многие знаменитые режиссеры например Л.Оливье и П.Брук. Во Франции
пик интереса к драматургии Чехова пришелся на 60-70г.г. 20-го века:
среди постановщиков Ж.Л.Барро, Саша Питоев, Дж.Стреллер, Г.Моннэ,
Ж.Виллар. В Германии и странах Северной Европы пьесы Чехова не сходят
со сцены после второй мировой войны: П.Штайн (ФРГ), Ральф Лонгбакка
(Финляндия) и др. Начиная с 50-хг.г. пьесы Чехова широко ставят
в театрах Китая, Кореи, Японии. Чехов - один из наиболее известных
и влиятельных европейских драматургов в США. Т.Уильямс считал Чайку
гениальной пьесой и мечтал поставить ее на сцене в своей трактовке.
С.Моэм писал в 1930-х годах: самые элементарные
замечания о современной художественной прозе не могут обойтись без
упоминания о русском влиянии, подразумевая прежде всего творчество
Чехова. Писательница К.Мэнсфилд называла Чехова своим учителем.
О благотворном влиянии Чехова на английскую литературу писал Дж.Голсуорси.
О воздействии Чехова на французскую литературу говорили Ж.Веркор,
А.Вюрсмер, Ф.Мориак, Э.Триоле. Т.Манн посвятил русскому писателю
и его роли в немецкой литературе 20-го века очерк Слово о Чехове.
Многие
произведения Чехова инсценировались для кино и телевидения, а также
были поставлены в музыкальном театре. К Чехову обращались композиторы
С.Рахманинов, А.Спендиаров, Р.Щедрин, В.Гаврилин и др. |
|
|