|
Образ
вишневого сада в сознании героев
пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
Вишневый
сад — образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад,
являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ.
Он символизирует не только красоту русской природы, но, главное,
красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той
жизни, которая погибает вместе с гибелью сада.
Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На
первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые,
волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские
проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов
и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу
сада, а значит, и свою судьбу.
Владельцы
усадьбы - русские помещики Гаев и Раневская. И брат, и сестра —
образованные, умные, чуткие люди. Они умеют ценить красоту, тонко
чувствуют ее, но в силу инертности не могут ничего предпринять для
ее спасения. При всей своей развитости и душевном богатстве Гаев
и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности,
а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях.
Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду,
несмотря на то что это принесло бы им солидный доход: “Дачи и дачники
— это так пошло, простите”. Пойти на эту меру им мешают особые чувства,
которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому
человеку, с которым их очень многое связывает. Вишневый сад для
них — это олицетворение прошлой жизни, ушедшей молодости. Глядя
в окно на сад, Раневская восклицает: “О мое детство, чистота моя!
В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось
вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не
изменилось”. И далее: “О сад мой! После темной ненастной осени и
холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не
покинули тебя...” Раневская говорит не только о саде, но и о себе.
Она как булто сравнивает свою жизнь с “темной ненастной осенью”
и “холодной зимой”. Вернувшись в родную усадьбу, она вновь почувствовала
себя молодой и счастливой.
Чувств
Гаева и Раневской не разделяет Л опахин. Их поведение кажется ему
странным и нелогичным. Он удивляется, почему на них не действуют
столь очевидные для него доводы благоразумного выхода из затруднительной
ситуации. Лопа-хин умеет ценить красоту: его восхищает сад, “прекраснее
которого нет ничего на свете”. Но он — человек деятельный и практичный.
Он не может просто любоваться садом и сожалеть о нем, не пытаясь
что-либо предпринять для его спасения. Он искренне старается помочь
Гаеву и Раневской, постоянно убеждая их: “И вишневый сад, и землю
необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее
— аукцион на носу! Поймите!” Но они не желают его слушать. Гаев
способен лишь на пустые клятвы: “Честью моей, чем хочешь, клянусь,
имение не будет продано!... Счастьем моим клянусь!... назови меня
тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона!
Всем существом моим клянусь!”
Однако аукцион состоялся, и Лопахин купил имение. Для него это событие
имеет особый смысл: “Я купил имение, где дед и отец были рабами,
где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне,
это только кажется...” Таким образом, для Лопахина покупка имения
становится неким символом его успешности, наградой за многолетние
труды. Он бы хотел, чтобы его отец и дед встали из могилы и порадовались
тому, как их сын и внук преуспел в жизни. Для Лопахина вишневый
сад — всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить.
В своей радости он даже не считает нужным проявить элементарное
чувство такта по отношению к прежним хозяевам усадьбы. Он начинает
вырубать сад, даже не дожидаясь их отъезда. В чем-то ему сродни
бездушный лакей Яша, в котором начисто отсутствуют такие чувства,
как доброта, любовь к матери, привязанность к месту, где родился
и вырос. В этом он прямая противоположность Фирсу, у которого эти
качества необычайно развиты. Фирс — самый старый человек в доме.
Он много лет верой и правдой служит своим господам, искренне любит
их и по-отцовски готов оберегать от всех бед. Пожалуй, Фирс — единственный
персонаж пьесы, наделенный этим качеством — преданностью. Фирс —
очень цельная натура, и эта цельность со всей полнотой проявляется
в его отношении к саду. Сад для старого лакея — это родовое гнездо,
которое он стремится оберегать так же, как и своих господ.
Петя
Трофимов — представитель нового поколения. Его вообще не волнует
судьба вишневого сада. “Мы выше любви”, — заявляет он, признаваясь
тем самым в неспособности к серьезному чувству. Петя смотрит на
все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить
ее на основе надуманных идей. Внешне Петя и Аня счастливы. Они хотят
идти к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них — “вся
Россия”, а не только этот вишневый сад. Но разве можно, не любя
родного дома, полюбить весь мир? Оба героя устремляются к новым
горизонтам, но теряют корни. Взаимопонимание между Раневской и Трофимовым
невозможно. Если для Пети нет прошлого и воспоминаний, то Раневская
глубоко горюет: “Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать,
мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей
жизни...”
Вишневый сад — символ красоты. Но кто же спасет красоту, если люди,
которые способны ее ценить, не в силах за нее бороться, а люди энергичные
и деятельные смотрят на нее только как на источник выгоды и наживы?
Вишневый
сад — символ дорогого сердцу прошлого и родного очага. Но можно
ли идти вперед, когда за твоей спиной раздается стук топора, разрушающего
все, что прежде было свято? Вишневый сад — символ добра, а потому
такие выражения, как “подрубить корни”, “растоптать цветок” или
“ударить по дереву топором” звучат кощунственно и бесчеловечно.
Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, мы задумываемся
над судьбой России, которая является для нас тем самым “вишневым
садом”.
©
ALLSoch.ru |
|