|
Рецензия
на рассказ А. П. Чехова
"Студент"
Впервые
я познакомился с рассказом А. П. Чехова "Студент" на концерте
замечательного чтеца Александра Познанского. Тогда, давно, услышав
этот рассказ вместе с "Иудой Искариотом" Л. Н. Андреева
и стихотворениями Бориса Пастернака, я, наверное, впервые увидел
в Чехове не только тонкого юмориста, но и глубокого философа и прекрасного
художника слова. Мне открылась новая грань чеховского таланта, ставшая
явной не в место, а вместе с его искусством смеяться. "Погода
в начале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах
что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку" -
так начинает Чехов свой рассказ. Нескольких предложений достаточно,
чтобы читатель ощутил себя непосредственным свидетелем происходящего.
Вдохнув полной грудью весенний воздух, в котором "раскатисто
и весело" звучит выстрел охотника, прислушиваемся к тихому
весеннему лесу. И снова, одно-единственное слово заставляет читателей
судорожно вздрогнуть от холода: "некстати". Всеми чувствами
своими воспринимаем мы это "некстати". Чувствуем, как
холоден подувший ветер, видим, как по весенним лужам потянулись
ледяные иглы, слышим, как "глухо" стало в лесу, ощущаем
даже, как "запахло зимой".
Благодаря
такому "вступлению", с полуслова понимается и ощущается
читателем состояние главного героя рассказа - Ивана Великопольского,
студента духовной академии. Человеку, оказавшемуся в такой обстановке,
не просто холодно - он чувствует тоску и безысходность, чувствует
холод во всём мире и в душе своей. "Ему казалось, что этот
внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что
самой природе жутко..." Подстать состоянию и мысли Ивана. Следуя
особенности своего мышле-ния, он от своего, частного, конкретного
поднимается в мыслях к всеобщему, надысторическому, выходит на уровень
обобщения и осмысления того, что видит и чувствует. Но во всём:
и в теперешнем своём состоянии, и в жизни своей, и в истории - видит
Иван лишь холод, ветер и страдания. "И теперь, пожимаясь от
холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при
Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно
такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши,
невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта
- все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча
лет, жизнь не станет лучше".
Рядом
с именами Рюрика, Иоанна, Петра - великих деятелей русской истории
- стоят вечные "ветер", "голод", "чувство
гнёта". Причём автор подчёркивает неизменность людских несчастий
вне зависимости от времени, повторяя сходные синтаксические конструкции:
"точно такой же ветер", "точно такая же лютая бедность",
"такая же пустыня кругом". Подчёркивают эту неизменность
и три глагольные формы: "были, есть и будут". Прошлое,
настоящее и будущее объединены ветром, голодом и страданиями. Из
этого Иван делает неутешительный вывод: жизнь никогда не станет
лучше, что бы ни делали люди. Однако остановиться на этом выводе
нельзя, он с неизбежностью влечёт за собой вопрос, прямо ни автором,
ни героем не сформулированный, но подразумевающий: для чего жить?
В чём смысл человеческого бытия, если оно до того мимолётно, скоротечно,
что не меняет ничего в общей картине мира? Если не смогли избавить
людей от "ужасов" ни Рюрик, ни Иван, ни Пётр, что делать
мне, для чего мне жить? Полный таких мыслей, Иван не хочет возвращаться
к своей жизни, в которой он ничего не может изменить. "Ему
не хотелось домой".
Внимание
читателя наверняка сразу обращается на то, что эпизод отречения
Петра рассказывается Иваном очень эмоционально, он чувствует какую-то
связь между собой и евангельским персонажем. Тогда была такая же
унылая длинная, страшная ночь, и так же, как Иван, был изнеможён
и замучен тоской и тревогой Пётр, и так же грел у огня свои озябшие
руки. Рассказ Ивана находит, может быть, не вполне ожиданный им
отклик в душах слушательниц. Одна из них плачет, а вторая смущается,
словно чувствуя "сильную боль". В этом рассказе Чехов
употребил нечто вроде кольцевой композиции: Иван из темноты видит
костёр, идёт к нему, говорит с женщинами и опять уходит в темноту,
откуда видит лишь огонь, но не людей вокруг него. Эта особенность
подчёркивается употреблением Чеховым слова "опять": "опять
наступили сумерки... возвращается зима".
Однако
в мыслях, в душе Ивана подобного возвращения нет, недаром встречаются
в тексте как контекстуальный антоним слову "опять" слово
"теперь". Иван думает о другом, о том, что события евангельских
времён имеют отношение и к настоящему, что Василиса "всем своим
существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра".
И только сейчас герой оказывается способным понять, что главное
в человеческой жизни "и вообще на земле" - правда и красота,
продолжающиеся непрерывно до сего дня. Только сейчас он смог ощутить
чувство молодости, здоровья, силы. Только сейчас узнаём мы, читатели,
что герою, размышляв-шему в начале рассказа о бесцельности и бессмысленности
бытия, двадцать два года. Только сейчас чувствует герой "невыразимо
сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья".
И только сейчас, ощутив себя частью жизни, видит он жизнь "восхитительной,
чудесной и полной высокого смысла".
Главный
конфликт чеховских произведений - конфликт между человеком и жизнью,
скоротечностью человеческого бытия - получает одно из возможных
своих разрешений в этом рассказе, подобно Пьеру Безухову из романа
Л. Н. Толстого "Война и мир", отвечающему на вопрос "Зачем
жить?" словами "Затем, что есть Бог, тот Бог, без воли
которого не упадёт волос с головы человеческой", - находит
свой ответ и Иван Великопольский, студент, молодой человек, начинающий
жить: "Затем, что в мире есть правда и красота, и жизнь моя
- часть той цепи событий, что объединены правдой и красотой".
ALLSoch.ru
|
|