|
Особенности
композиции
рассказа Чехова «Ионыч»
Мастерство Чехова - рассказчика особенно проявляется
в композиции «Ионыча».
Композиция рассказа подчиняется одной общей цели
— показать постепенное духовное обнищание героя и убогую жизнь
города. Но как рассказать о жизни героя и целого города на протяжении
нескольких страниц? Чехов добивается этого следующими художественными
средствами.
Прежде всего постепенно и незаметно упрощается
композиционно-сюжетная линия рассказа. Такие компоненты произведения,
как пейзаж и диалоги, по мере развития сюжета исчезают. Автор
искусно ставит это в связь с эволюцией образа героя. Пока Старцев
был молод, он любил музыку, пел, влюблялся, мечтал, вёл споры
и разговаривал с окружающими. Для характеристики его настроений
нужен был и пейзаж лунной ночи, тонко передающий очарование любви,
переживаемой героем, и диалоги, обрисовывающие гамму его переживаний.
По мере того как круг интересов Старцева суживается, яркие краски
из его жизни исчезают. Старцев превращается в угрюмого, одинокого
обывателя. Пейзаж и диалог делаются теперь ненужными в произведении.
Так как, по словам Чехова, «беллетристика
должна укладываться сразу, в секунду», автор, изображая многолетний
процесс морального падения героя, расставляет на жизненном пути
героя только основные вехи. Мы узнаём, что первое путешествие
в город Старцев совершает пешком, потом он ездит на паре лошадей
и, наконец, на тройке с бубенчиками, с раскормленным кучером на
козлах, который кричит: «Пррава держи!» Промежуток между этими
вехами автор не заполняет ничем, да это и не нужно: рост материального
благополучия и огрубения героя обрисован уже предельно выразительно
несколькими характерными штрихами.
Следует обратить внимание ещё на одну интересную композиционную
особенность рассказа. Губернского города, в котором развиваются
события, автор почти не описывает. Между тем читатель хорошо чувствует
душную атмосферу этого города.
остигается это следующим художественным
приёмом: автор знакомит нас с «самой образованной и талантливой
семьёй» в городе — семьёй Туркиных. Чехов трижды даёт описание
жизни этой семьи, каждый раз упрощая и сокращая описания. Внешне
красивая, жизнь Туркиных оказывается до ужаса монотонной: Туркина
всё пишет бездарные романы, незадачливая дочь её играет на рояле,
а Туркин продолжает дёшево оригинальничать и плоско острить. Но
«если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков
же должен быть город!» — восклицает читатель вместе со Старцевым.
|
|