|
Анализ
и краткое содержание
рассказа Чехова "Человек в футляре"
Беликов
— главный герой, гимназический учитель греческого языка. О нем рассказывает
ветеринарному врачу Ивану Иванычу Чимше-Гималайскому учитель гимназии
Буркин. В начале рассказа он дает полную характеристику Беликову:
«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду,
выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате.
И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда
вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него
был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он
все время прятал его в поднятый воротник.
Он
носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился
на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого
человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить
себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил
бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала
его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того,
чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему,
он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки,
которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и
зонтик, куда он прятался от действительной жизни».
Главное
опасение Беликова — это «как бы чего не вышло».
Любое отступление от принятых правил приводит его в уныние и беспокойство.
Его страх имеет не только экзистенциальный, но и социальный характер
— он боится, как бы не дошло до начальства. Несмотря на свою незаметность
и серость, Беликов, по словам Буркина, «держал в руках» не только
гимназию, но и весь город, где под его влиянием «стали бояться всего».
Метафора футляра, обрастая все новыми подробностями беликовского
страха жизни, развертывается на протяжении всего повествования.
С появлением
в городе нового учителя истории и географии Михаила Саввича Коваленко
и его сестры Вареньки, которая не ожиданию проявляет к Б. расположенность,
общество решает женить на ней героя. Его убеждают, что брак шаг
серьезный, что надо обязательно жениться, и Б. соглашается, однако
мысли о женитьбе повергают его в изнурительную тревогу, так что
он худеет, бледнеет и еще глубже уходит в свой футляр. Его смущает
прежде всего «странный образ мыслей» его возможной невесты и ее
брата. Он много гуляет с Варенькой и часто заходит к ним в гости,
но с предложением тянет.
Однажды
Беликов видит ее с братом катающимися на велосипедах, и это приводит
его в оторопь. Он идет к Коваленко, который ненавидит его, и «как
старший товарищ», предостерегает: такая забава, как езда на велосипеде,
— «совершенно неприлична для воспитателя юношества». Кроме того,
он предупреждает коллегу, что должен будет доложить о состоявшемся
разговоре директору гимназии. В ответ Коваленко заявляет, что не
любит фискалов, и спускает Беликова с лестницы. После всего случившегося
герой заболевает и через месяц умирает. Буркин резюмирует: «Теперь,
когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное,
даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр,
из которого он уже никогда не выйдет».
Образ
Беликова — «человека в футляре», фигуры комической, почти карикатурной,
однако выражающей также трагизм жизни, стал нарицательным еще при
жизни Чехова. Буркин — учитель гимназии, персонаж еще двух рассказов
— «Крыжовник» и «О любви». «...Небольшого роста, толстый, совершенно
лысый, с черной бородой чуть ли не по пояс». Вместе с ветеринарным
врачом Иваном Ивановичем Чимшей-Гималайским они идут на охоту и
в минуты отдыха делятся друг с другом разными «поучительными» житейскими
историями.
В «Человеке
в футляре» в качестве рассказчика выступает учитель гимназии Буркин,
повествующий об учителе древнегреческого языка Беликове. Характеристики,
которые он дает Беликову, метки, точны и близки авторским, хотя
Беликов относится к этому персонажу более как «комической фигуре,
тогда как сам автор видит в подобной деформации человеческой личности
глубокий жизненный трагизм. Тем не менее в рассуждениях Беликова
звучит во многом разделяемая автором неудовлетворенность жизнью,
в которой мало настоящей свободы, — «суровой, утомительной, бестолковой...
не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне».
School 1226
|
|