|
Русское
дворянство
в драматургии А.П.Чехова
Умей
нести свой крест и веруй...
А. Чехов
Всю свою жизнь Чехов наряду с повестями и рассказами писал пьесы
и водевили. Его слава драматурга не уступает его популярности
прозаика, а во многих странах мира, пожалуй, даже превышает ее.
Чехов-прозаик начинал с юморесок,
с сотрудничества в мелкой прессе. Не таким был дебют Чехова-драматурга.
Его первая пьеса "Безотцовщина" при всей наивности и
неопытности молодого автора — вполне серьезная попытка создать
большое драматургическое полотно. Поэтому можно сказать, если
Чехов-прозаик дебютирует как Антоша Чехонте, то Чехов-драматург
начинается сразу с попытки "стать Чеховым".
В центре первой пьесы — Платонов,
в котором угадываются определенные черты Иванова, главного персонажа
одноименной драмы, а также некоторых других действующих лиц чеховских
пьес последующих лет. Платонов резко выделяется среди окружающих
его людей своей незаурядностью. Жизнь он ведет беспорядочную,
далеко не безгрешную, но одна черта привлекает к нему читателя:
он лишен самодовольства, успокоенности, все время казнится, кается
в том, что лишен уважения к себе. Вот эта "самоказнь"
героя и сближает его с Ивановым.
В Платонове во многом уже определен
тип чеховского героя — человека напряженных духовных и нравственных
исканий, пытающегося найти ответ на вопросы о смысле жизни, о
предназначении человека.
Пьесы "Безотцовщина" и "Иванов"
построены по принципу "единодержавия" главного героя:
именно он ведет действие, выступает в полном смысле как центральный
персонаж. В последующих произведениях — в "Лешем", переделанном
позднее в "Дядю Ваню", и особенно в "Чайке"
— Чехов отказывается от этого принципа "единодержавного"
героя. В "Чайке" нет одной сквозной интриги, не так-то
легко назвать главного героя. Интересно, что, когда Чехов начал
работать над "Чайкой", авторское внимание сосредоточивалось
вокруг молодого драматурга Треплева, его бунта против театральной
рутины. Но постепенно, в ходе работы над пьесой, все более явственно
проступали другие характеры — мать Треплева актриса Аркадина,
упоенная собой и своей игрой на сцене; писатель Три-горин, избалованный
славой, спокойный и мастеровитый; Нина Заречная, мечтавшая о славе
и затем узнавшая, как труден путь к подлинному искусству; Маша,
безнадежно влюбленная в Треплева, ее муж учитель Мед-веденко,
которого она почти не замечает.
Действие в "Чайке" не катится по одной
главной дороге, оно все время как бы переходит от одного персонажа
к другому. Сюжет пьесы строится на душевном разладе героев, их
мучительных "несовпадениях". Учитель Медведенко любит
Машу, но она, даже и выйдя за него замуж, не отвечает ему взаимностью
— все ее душевное внимание и силы отданы Треплеву. Он любит Нину,
но она увлекается Тригориным, который вскоре бросает ее и возвращается
к своей старой привязанности — к Аркади-ной. Даже в таком кратком,
неполном пересказе ощущается совершенно непривычная для тогдашних
читателей, зрителей, критиков новизна построения пьесы, вся ее
трагикомическая противоречивость "Чайка" говорила о
том, что "груба жизнь", но нельзя отчаиваться ("Умей
нести свой крест и веруй", — скажет Нина в финале), о том,
что современное искусство погрязло в рутине. Идеи пьесы о противостоянии
грубой жизни, о поисках нового в искусстве не просто провозглашались,
но оказывались итогом резкого столкновения мнений, манер поведения,
символических образов.
Первая пьеса после провала "Чайки" на
Александрийской сцене и ее триумфа в Московском Художественном
театре — "Три сестры". Если "Чайка" строилась
на мучительных душевных "несовпадениях" героев, то в
этой пьесе сюжет оказывается неким, если можно так выразиться,
на-пряженно-несовершающимся действием. Три сестры Прозоровы —
Ольга, Маша, Ирина — мечтают уехать из провинциального города
в Москву. И — не уезжают. Их брат Андрей грезит о том, как он
станет профессором Московского университета. И — не становится.
Вместо профессорства ему уготован жалкий удел — быть членом местной
управы, где председатель — любовник его жены Наташи. Маша, полюбив
подполковника Вершинина, расстается с ним навсегда, она обречена
на жизнь с постылым мужем. Ирина, выходя замуж за барона Тузенбаха,
надеется, что начнет жить по-новому, трудиться. Однако Тузенбах
убит на дуэли.
Казалось бы, все мечты рухнули. Однако в финале
три сестры стоят, тесно прижавшись друг к другу, и под звуки прощального
марша уходящего полка говорят: "Жизнь наша еще не кончена.
Будем жить!"
Бессмысленно подходить к финалу пьесы с точки зрения житейского
правдоподобия. Вырываясь за его пределы, Чехов заканчивает пьесу
символическим образом трех сестер — они утратили многие иллюзии,
но не потеряли надежды.
В "Чайке" сквозь всю пьесу проходил образ
подстреленной птицы. В "Трех сестрах" символичность
носит более скрытый характер. В последней пьесе Чехова,"Вишневый
сад", снова возникает сквозной образ. Это образ сада, прекрасного,
цветущего и вырубаемого топорами нового владельца, купца Лопахина.
Много грустного в пьесе, которую Чехов писал, уже
предчувствуя надвигающуюся кончину. В то же время можно сказать,
что печаль здесь по-пушкински светла. Финал "Вишневого сада"
лишен "конечности", он открыт будущему.
Litra.ru
|
|