|
"Экстаз святой Терезы"
Татьяна
Балановская
Запрокинув
голову, охваченная томлением святая Тереза лежит на облаках. А стоящий
рядом не то ангел не то амур с игривой улыбкой на устах направляет
в ее сердце золотую стрелу…
В Вечном городе Риме есть немало мест, которые пользуются особым
вниманием туристов. К их числу относится и небольшая церковь Санта-Мария
делла Виттория. Именно здесь почитатели таланта виртуозного мастера
Лоренцо Бернини могут увидеть одно из самых прославленных его произведений
— скульптурную группу «Экстаз св. Терезы». Эта мраморная композиция
была создана для алтаря церкви по заказу кардинала Карнаро в 1645-1647
гг. В ней наиболее полно воплотились особенности стиля барокко,
соединившего в себе чувственное и духовное начала, внутреннее величие
с театральной патетикой.
Св. Тереза — не вымышленный персонаж, а реальная испанская монахиня
и писательница, жившая в 16-м в. и считавшаяся покровительницей
Испании. При жизни Терезы инквизиция преследовала ее, но после смерти
она была причислена к лику святых. Свои вдохновенные проповеди и
наставления св. Тереза облекала в форму писем. Эти письма отличаются
тонким умом и изяществом слога и занимают одно из первых мест в
эпистолярной литературе Испании. В одном из писем св. Тереза рассказала
о том, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе»
и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она
испытала «сладостную муку».
Это видение монахини Бернини воплотил в мраморе, нисколько не скрыв
его чувственный, эротический характер. Веки св. Терезы полузакрыты,
она вся во власти мучительно-сладкого сна, и всем своим существом
ощущает присутствие находящегося рядом ангела. Кажется, что из ее
полуоткрытого рта вырывается крик сладостной муки. «Если это духовная
любовь, то она знакома и мне, — остроумно заметил один ученый, рассматривая
«Святую Терезу». Состоянию болезненно-чувственного религиозного
экстаза героини вторят изломанные трепетные складки ее монашеского
плаща, которые перемешиваются с клубящимися облаками. Нужно отдать
должное мастерству и смелости Бернини, который отважился изваять
облака из мрамора. Он делает твердый мрамор послушным, как тесто,
заставляет его изгибаться и течь, передавать нежность человеческой
кожи и фактуру ткани. Это «есть высшее достижение моего резца, —
говорил скульптор, — которым я победил мрамор и сделал его гибким,
как воск, и этим смог до известной степени объединить скульптуру
с живописью». Как истинный мастер барокко, Бернини гордился тем,
что смог уподобить скульптуру живописи. Ведь эстетика барокко утверждала
«принцип всеобщей иллюзии». Она тяготела к превращениям, переходам
от одного состояния в другое. Несложно написать красками воздушные
облака или парящие фигуры, а вот превратить мрамор в пар и лишить
его весомости — это под силу только такому виртуозу, каким был Джованни
Лоренцо Бернини.
|
|