|
Из
швейцарского научного центра ЦЕРН похищен образчик антивещества,
способный сровнять с землей целую страну. Украденное антивещество
находится в Ватикане, в соборе Святого Петра. Именно в этот
день там выбирают нового Папу Римского! Через несколько часов
бомба взорвется и центр католической религии перестанет существовать.
Кроме того, загадочный убийца похищает четырех кардиналов –
главных претендентов на пост Папы. Он обещает убивать по одному
каждый час. В центре этой истории оказывается Роберт Лэнгдон
-американский специалист по религиозной символике. Он догадывается,
что во всем виноваты иллюминаты – древний тайный орден, и идет
по их следу. Ватикану остался всего час до гибели... Что было
дальше, вы прочтете сами.
Санта-Мария дель Пополо: первого кардинала накормили землей
Роберт с подругой Витторией находят церковь Санта-Мария дель
Пополо с "гробницей Санти с дьявольской дырою" (иными
словами, усыпальницей, в центре ее – глубокая яма, закрытая
люком. В этой яме хоронили останки членов семейства Киджи)...
По страшной догадке Лэнгдона именно здесь убийца-ассасин намерен
расправиться с первым из похищенных кардиналов.
На Пьяцца дель Пополо когда-то проходили казни, теперь это одна
из самых спокойных римских площадей. Довольно неприметная снаружи
церковь Санта-Мария дель Пополо была воздвигнута на месте, где,
по преданию, похоронен Нерон. С тех пор ее много раз перестраивали.
Вот и Лэнгдон с Витторией натыкаются на закрытые двери: в церкви
идет строительство. Приходится искать запасной вход. "В
расположенном справа от церкви и зажатом высоченными стенами
проходе было темно. Там пахло мочой... "
Никакого прохода справа от церкви нет: она упирается в глухую
стену. Но герои "Ангелов и демонов" все-таки попадают
внутрь...
"Держа пистолет наготове, она всматривалась в стоящую у
стены стелу. На гранитной глыбе была выбита надпись: "КАПЕЛЛА
КИДЖИ". (... ) Куполообразный потолок часовни был усыпан
сверкающими звездами, меж которыми сияли семь планет, известных
в то время астрономам... В капелле Киджи архитекторы воздвигли
четыре десятифутовые мраморные пирамиды. Пирамиды стояли абсолютно
симметрично: по две с каждой стороны".
Ей-богу, фантазер этот Браун! Нет, во-первых, никакой гранитной
стелы, а во-вторых – звезд и знаков зодиака. На потолке часовни
– обычная религиозная живопись. Пирамиды имеются, но... по одной
с каждой стороны. Да их и пирамидами-то не назовешь: это мраморные
обелиски, чуть выступающие из стен.
Но самое главное в капелле Киджи – "дьявольская дыра".
Тут Браун, кажется, написал правду: в центре капеллы расположен
люк, на котором нарисован скелет с гербом в руках. В принципе
можно люк поднять и сдвинуть (именно так поступил ассасин).
Направо от "дьявольской дыры" – статуя Бернини "Пророк
Аввакум". Рядом с пророком изображен ангел. Он простер
руку – куда-то указывает... Куда? По мнению Лэнгдона, на площадь
Святого Петра.
Барельеф West Ponente: второму кардиналу проткнули легкие
Второго кардинала с выжженным на груди знаком AIR ("воздух")
ассасин имел наглость убить прямо перед собором Святого Петра,
у "знаменитого" (если верить Брауну) барельефа West
Ponente. На барельефе изображен ангел, из уст которого несется
дуновение... В недоумении смотрю на легендарный барельеф с надписью
West Ponente... Это просто овальная плита, на которой очень
грубо высечено лицо с надутыми щеками. Обелиск в центре площади
Святого Петра окружает еще множество точно таких же овалов с
точно такими же лицами "ангелов". Вот только надписи
на них другие. West Ponente значит "Западный ветер"
– а есть еще "Северо-западный" , "Северный"
и так далее, и так далее... Это просто указатели такие.
Санта-Мария делла Виттория: третьего кардинала подвесили и сожгли
Несчастного кардинала Гуидера подвесили за руки над огромным
костром, и он сгорел заживо в церкви Санта-Мария делла Виттория.
Это не самая популярная римская basilica. Тихая, симпатичная,
небольшая. "Цепи, к которым были прикреплены руки кардинала,
шли к потолку и, проходя сквозь шкивы, вновь спускались вдоль
противоположных стен. Там они крепились при помощи металлических
зажимов".
Ну да, вот они – тоненькие цепи, и даже с кадилами. Но, пожалуй,
на этих цепях трудно подвесить человека, они оборвутся.
Лэнгдон, спасаясь от пуль убийцы-ассасина, по-пластунски ползет
под скамьями. В реальности под этими скамьями никак нельзя пролезть.
К спинке каждой почти на уровне пола приделаны наклоненные доски,
обитые мягкой кожей.
Лэнгдон бросается к саркофагу и протискивается в щель между
полом и каменным гробом, но ассасин сталкивает саркофаг с основания
– и он, перевернувшись вверх дном, накрывает собой Лэнгдона.
Загвоздка в том, что все саркофаги в Санта-Мария делла Виттория
стоят прямо на полу. И, чтобы перевернуть эти гробницы, требуется
строительная бригада с отбойными молотками!
Скульптура Бернини "Экстаз святой Терезы" – главное
сокровище Санта-Мария делла Виттория. Над мраморной женщиной,
откинувшейся на спину и будто бы задыхающейся, нависает ангел;
его копье целится святой Терезе в сердце. "Творение Бернини
здорово смахивало на порнографию" , – беззаботно пишет
Браун; по его догадке, Тереза испытала банальный оргазм.
В реальности скульптура (которая стоит не у выхода из храма,
а подле алтаря) вовсе не так уж непристойна. Копье ангела указывает
скорее вниз; но Роберту Лэнгдону показалось, что ангел тычет
копьем в сторону пьяцца Навона. И, отправившись туда, он стал
свидетелем убийства четвертого кардинала.
Фонтан "Четыре реки": четвертого кардинала утопили
На пьяцца Навона находится фонтан "Четыре реки" с
фигурами атлетов, которые символизируют Ганг, Нил, Дунай и Ла-Плату.
В этот-то фонтан, по Брауну, и столкнул ассасин опутанного цепями
кардинала Баджиа. Лэнгдон "перебрался через край бассейна
и спрыгнул в пенящуюся жидкость.
Оказавшаяся ледяной вода доходила ему до пояса... "
На самом деле вода там доходит максимум до щиколотки. В романе
ассасин и Лэнгдон вступают в схватку в бассейне. В реальности
им просто негде было бы развернуться.
Лэнгдон, вылезши из фонтана, замечает на вершине обелиска голубку.
Живую или бронзовую? Он подбрасывает вверх монеты, одна из них
ударяется о птичку, и раздается звон. Замечу, обелиск возвышается
над площадью метров на двадцать с лишним. Подбросить монетку
на такую высоту нереально.
Лэнгдон понимает, что эта голубка -последний указатель на пути
к храму Света. Он "принялся карабкаться вверх... Добравшись
до платформы, на которой стоял обелиск, он решил лезть дальше.
Однако, оглядевшись, ученый понял, что в этом нет никакой необходимости.
Его взору открылся весь Рим, и это зрелище было потрясающим".
На самом деле изваяния в основании обелиска высотой всего в
несколько метров. А площадь со всех сторон окружают дома. Все,
что он мог бы увидеть, – окна второго этажа посольства Бразилии.
Замок Святого ангела: здесь умер ассасин.
Подлый ассасин обосновался в замке Святого ангела. Оттуда иллюминатам
ничего не стоило добраться в Ватикан по древнему подземному
проходу, именуемому Il Passetto. Браун рассказывал в интервью,
что идея "Ангелов и демонов" пришла ему в голову,
именно когда он шел по Il Passetto. Вполне возможно. Проход
такой и вправду есть, и даже не один. Этих passetto вообще-то
много.
Папы действительно рыли себе тоннели, чтобы быстро скрыться
из Ватикана в случае опасности. Прошлым летом возле замка Святого
ангела перекладывали асфальт и нашли очередной древний тоннель.
Теперь их известно не то пять, не то шесть. Вот только туристу
туда трудно проникнуть – хотя бы потому, что это опасно. Точно
так же не проберешься на тот самый балкон замка, за которым,
по версии Брауна, находится храм Света иллюминатов и на котором
ассасин чуть не изнасиловал Витторию Веттра. "Виттория,
содрогаясь всем телом, стояла на балконе замка Святого ангела.
Она смотрела на Ватикан". Красиво сказано, но на самом
деле этот балкон смотрит в другую сторону...
Что Ватикан думает об "Ангелах и демонах"?
Официально – ничего. Этой книги для католической церкви просто
не существует. Дэн Браун для католиков – автор фантастических
романов, эта формулировка и озвучивается для прессы. Ватикан
долго собирался с силами и подыскивал выражения, чтобы выразить
свое резкое несогласие с "Кодом да Винчи". Вероятно,
когда-нибудь такое же скажут про "Ангелов и демонов"...
Денис Корсаков, "Комсомольская
правда"
21.04.2005 |
|
|